.RU

§ 2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения - В банковской системе россии




§ 2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения


^ Конституционные основы денежно-кредитной политики Банка России. Эмиссия наличных денег - конституционная функция Банка России. Как уже говорилось, в Конституции РФ (п. 1 ст. 75) предусматривается, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются». Это обстоятельство должно учитываться в других отраслях законодательства, в том числе при заключении международных договоров. Так, в частности, в ст. 3 Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 г. предусматривается, что на данный банк, среди прочих функций, возлагается функция «организации управления эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссией центральными (национальными) банками Договаривающихся Сторон... Указанная функция выполняется только при условии делегирования Банку таких полномочий законодательными органами заинтересованных Договаривающихся Сторон и заключения соответствующего соглашения»*(184). Однако в п. 2 ст. 75 Конституции РФ сказано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». К числу «других органов государственной власти» относится и Федеральное собрание РФ, поэтому оно не вправе «делегировать Банку такие полномочия». Для этого понадобится внести поправки в Конституцию РФ.

Центральный банк - это эмиссионный банк. Главное его назначение -создать условия для функционирования денежно-кредитной и финансовой систем общества. Банк России осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение в соответствии с потребностями товарно-денежного оборота.

Политические условия подталкивают любое государство к попыткам решить финансовые проблемы за счет печатания денег. Это чрезвычайно болезненный путь для населения страны, которое в первую очередь испытывает на себе последствия эмиссии необеспеченных денег, приводящей к росту цен. Решению финансовых вопросов властей за счет содержимого кошельков населения может помешать только независимость центрального банка - его право монополии на эмиссию денег.

Банк России неоднократно разъяснял свою позицию по данной проблеме. Так, в Заявлении Банка России от 19 ноября 1996 г., подписанном Пресс-Центром Банка России, «О возможных последствиях необеспеченной эмиссии денег в экономику» говорилось: «В последнее время на фоне значительных успехов в борьбе с инфляцией стали более заметными другие хронические болезни российской экономики, такие, как непрекращающийся рост неплатежей между предприятиями, сокращение налоговых поступлений в бюджет, увеличение задолженности по оплате труда в государственном и частном секторах экономики. Причиной этих явлений часто неправомерно называют абсолютную нехватку денег в экономике. В связи с этим широко обсуждаются предложения провести крупномасштабную эмиссию денег, значительно и в кратчайшие сроки увеличив степень монетизации ВВП. Сторонники этой точки зрения ссылаются на международный опыт, в частности, опыт Восточной Европы, где более высокая, чем в России, степень монетизации экономики сочетается с устойчивыми и достаточно высокими темпами экономического роста. Происходит подмена причин и следствий. Действительно, в этих странах в результате финансовой стабилизации восстановлен экономический рост. Наблюдается объективное увеличение спроса на деньги, что позволило банковской системе значительно увеличить их предложение за счет притока иностранного капитала и расширения кредитной деятельности банков. Ни в одной из этих стран экономический рост не стимулировался искусственной накачкой денег в экономику. Свое продвижение к экономическому росту эти страны начали с ограничительной денежно-кредитной политики, дополняемой решительными мерами по обеспечению конвертируемости национальной валюты, структурной перестройки, которые и стали источниками позитивных сдвигов в их экономике»*(185).

^ Организация наличного денежного обращения. Банк России осуществляет только эмиссию наличных денег. Но наряду с наличными деньгами, в экономике, в значительно больших масштабах, используются безналичные деньги, т. е. записи на счетах. Они ускоряют и упрощают платежи и расчеты. Рост безналичных денег в определенной мере контролируется Центральным банком. Однако здесь есть множество факторов, которые ему не подвластны и в значительной мере от него не зависят.

В отличие от эмиссии, проведение которой всецело зависит от решения Банка России, денежное обращение происходит в силу многих объективных причин, порой независящих от самого Банка. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок— это не случайность и не юридический закон, а суммированные потребности общества и его граждан. Это обстоятельство учитывается или должно учитываться Центральным банком как регулятором в денежно-кредитной системе.

Банк России организует не только наличное, но и безналичное денежное обращение. По мнению Я.А.Гейвандова, Банк России организует и безналичное денежное обращение, выражающееся в установлении порядка и правил осуществления безналичных расчетов*(186). Учитывая важность этой проблемы, можно было бы предусмотреть в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» полномочия Банка России по организации безналичного денежного обращения. Соответственно гл. VI указанного Закона могла бы называться «Организация денежного обращения», а в ее содержании могли бы быть закреплены два самостоятельных субинститута, регламентирующих отдельно наличное и безналичное денежное обращение.

Наличное и безналичное обращение тесно связаны и объединяются общим определением. «Полномочия Банка России по организации денежного обращения можно определить как предусмотренные права и обязанности Банка России по обеспечению на всей территории РФ свободного перемещения наличных и безналичных денежных средств, обеспечивающих реализацию товарно-денежных отношений, обслуживание кругооборота товаров, услуг и расчетов»*(187).

Законодательство о денежном обращении. В первой главе книги речь шла об элементах, из которых состоит денежно-кредитная система, и о роли в ней центрального банка. Как ранее отмечалось, центральный банк как составная часть денежной и кредитной системы оказывает на нее обратное регулирующее воздействие. С отменой золотого эквивалента денег, а также с появлением рынка ценных бумаг, с его распространением роль центральных банков многократно усилилась. Это усиление вызывалось теми изменениями, которые произошли в денежно-кредитных системах большинства государств. Поэтому правовое регулирование денежной системы - не только методология и предпосылка нормальной деятельности любого центрального банка, но и регламентация оснований для его позитивной ответственности за состояние денежно-кредитной системы.

В главе VI Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)», которая называется «Организация наличного денежного обращения» (ст. 27-34), закреплены полномочия Банка России в сфере регулирования денежного обращения. В этих статьях Федерального закона устанавливается ряд принципиальных положений: а) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются; б) официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается; эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России; в) банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону; г) банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами; д) банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Банкноты, а также и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца; е) какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена не допускаются. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство РФ. Федеральный закон предусматривает, что на Банк России, в целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации возлагаются следующие функции:

— прогнозирование, организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, включая создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций.

^ Технические (технологические) нормы организации денежного обращения. Все основные принципы, задачи и функции, закрепленные в законодательстве, конкретизируются в нормативных актах Банка России. В соответствии с компетенцией, предоставленной Банку России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также с учетом положений Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Гражданского кодекса РФ, других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, принято Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (с изменениями от 22 января 1999 г.)*(188), предусматривающее организацию обращения наличных денег, прогнозирование наличного денежного оборота, составление и представление «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций», организацию анализа состояния наличного денежного оборота и некоторые другие вопросы.

В Положение были внесены изменения в части, касающейся вопросов контроля за наличностью в кассах предприятий. Указанием Банка России от 22 января 1999 г. № 488-У приложения 18 и 19 к Положению признаны утратившими силу*(189). В этих приложениях речь шла о проверках соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения ими кассовых операций. Такая отмена логична. Кредитные организации, как и учреждения Банка России, не вправе проверять предприятия. Здесь возникают минимум два вопроса. Во-первых, до недавнего времени эти отмененные требования о проверке предприятий были действующими и, стало быть, противоречие в нормативных актах какое-то время существовало. Во-вторых, Положение и сегодня еще регламентирует ряд вопросов, относящихся к предприятиям, а не к кредитным организациям. Возникает проблема компетенции Банка России, который по закону может проверять только кредитные организации. Несмотря на внесенные в Положение изменения, противоречие осталось, так как получается, что Банк России издал нормативный акт, соблюдение которого не в состоянии проконтролировать. В п. 2.1 и ч. 1 п. 2.2 Положения сказано: «Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы... хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий». Остается открытым вопрос о том, каким образом Банк России может контролировать эти вопросы.

Согласно Положению, денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей. «Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56»*(190). Однако Инструкция № 31 официально не опубликована. Поэтому непонятно как пользователи могут с ней ознакомится.

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением от 25 марта 1997 г. №56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года должны проверять соблюдение порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Этот вопрос должен предусматриваться в договорах на расчетно-кассовое обслуживание.

Положением предусматривается, что территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях. В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Территориальные учреждения Банка России и учреждения банков осуществляют сбор отчетных данных о кассовых оборотах в соответствии с Указаниями «О порядке составления и представления отчетности территориальными учреждениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации» от 14 ноября 1997 г. № 27-У и Указаниями «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 7-У*(191) и обеспечивают их соответствие с Положением. Территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах, а результаты анализа используются территориальными учреждениями Банка России при составлении прогнозов кассовых оборотов. Эти же данные используются для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах. В случае необходимости соответствующие предложения вносятся на рассмотрение представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации*(192).

^ Реформы в денежном обращении. Проведение соответствующих денежных реформ — один из возможных способов совершенствования денежной системы и денежного обращения. Реформы, диктуемые потребностями развития экономики, способствуют улучшению денежного обращения в стране. Однако такие реформы затрагивают интересы населения, и поэтому их проведение должно быть тщательно продуманным и всесторонне обоснованным. Критерий здесь простой: действия Центрального банка должны быть понятны не только определенному кругу специалистов, но и всему населению, В этом - одно из проявлений открытости Банка России по отношению к обществу.

В конце 1997 г. по инициативе Банка России постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997 г. № 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» была проведена деноминация рубля. Деноминация осуществлялась без какой бы то ни было понятной концепции, а значит и без прочных обоснований. На ее проведение потребовались значительные денежные затраты. Кредитным организациям пришлось вносить изменения в бухгалтерский учет и в компьютерные программы. Результаты мероприятий не анализировались, а выгода от них не подсчитывалась. Такое мероприятие Банка России могло бы иметь какой-то смысл в условиях снижения инфляции. Но уже 1998 г. в этом отношении оказался не таким, каким он прогнозировался в Основных направлениях единой денежно-кредитной политики на 1998 г., разработанных Банком России. Основные направления прогнозировали низкие инфляционные ожидания. Инфляция в 1998 г. ожидалась на уровне 5,7-7% (декабрь/декабрю). Однако после августа 1998 г. курс доллара по отношению к рублю повысился в четыре раза.


§ 3. Банк России - кредитор последней инстанции


По общему правилу, центральные банки, являясь кредиторами в последней инстанции, в необходимых случаях поддерживают ликвидность коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом центральным банкам приходится соизмерять эту функцию с другими своими функциями. Естественно, что кредиты центрального банка расширяют общее количество денег в обращении и тем самым косвенно ведут к увеличению инфляции. Но они необходимы для поддержания ликвидности. Вопрос только в оптимальности данной политики центрального банка и какие инструменты при этом он использует.

Например, в денежно-кредитной политике ФРС традиционно использует три инструмента: учетную ставку, резервные требования и так называемые операции на открытом рынке. Когда-то основным инструментом была учетная ставка, но около 15 лет назад надежные банки фактически прекратили заимствования через «дисконтное окно». Поэтому ФРС не может оказать значительного влияния на кредитование путем изменения учетной ставки. К изменению резервных требований также прибегают редко. Вместо этого КООР контролирует процентную ставку по «федеральным фондам», по которой банки кредитуют друг друга за счет свободных резервных средств. Главным инструментом ФРС в настоящее время являются покупка и продажа государственных ценных бумаг.

В Положении от 6 марта 1998 г. № 19-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» (с изменениями от 4 июня и от 25 декабря 1998 г.)*(193), принятом Банком России, закрепляются общие условия предоставления и погашения кредитов Банка России, порядок погашения кредитов в случае неисполнения банками своих обязательств, особенности предоставления и погашения отдельных видов кредитов (ломбардные кредиты, кредиты «овернайт», внутридневные кредиты), регулируются депозитарные операции при предоставлении и погашении кредитов Банка России, а также и другие вопросы.

Кредиты, обеспеченные залогом государственных ценных бумаг, предоставляются банкам и расчетным небанковским кредитным организациям в соответствии со ст. 4, 40, 45 и 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кредиты предоставляются банкам-резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 36 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Банк России вправе устанавливать лимиты рефинансирования банкам (ст. 42 Федерального закона). Кредиты выдаются на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Обеспечением кредитов выступает залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в так называемый Ломбардный список Банка России.

Совет директоров Банка России по представлению Кредитного комитета Банка России утверждает Ломбардный список, включая изменения и дополнения. Ломбардный список, а также изменения и дополнения к нему публикуются в «Вестнике Банка России». Решением Совета директоров в обеспечение могут приниматься государственные ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список. Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом таких ценных бумаг, осуществляется в соответствии с требованиями Положения.

Кредитным организациям предоставляются: внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты («кредиты овернайт»), ломбардные кредиты (на сроки, устанавливаемые Банком России). Возврат банками-заемщиками кредитов и уплата процентов по ним производятся в установленные сроки. Изменение последних не допускается. Исключение может быть сделано только по решению Совета директоров Банка России.

Совет директоров Банка России по представлению Кредитного комитета Банка России устанавливает размер процентной ставки по кредитам Банка России (ломбардным и кредитам овернайт) и плату за право пользования внутридневными кредитами. Сообщение об этом публикуется в «Вестнике Банка России». При этом Банк России может устанавливать различные процентные ставки по различным видам кредитов, в том числе в зависимости от срока и от частоты их предоставления. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении условий, установленных Положением, банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе несколько ломбардных кредитов на различные либо одинаковые сроки и/или несколько внутридневных кредитов. Кредиты от имени Банка России предоставляются банкам уполномоченными учреждениями (подразделениями) Банка России в порядке, установленном Положением, на основании генерального кредитного договора. Филиалам банков эти кредиты не предоставляются*(194).

В соответствии с Приказом ЦБР от 9 июля 1996 г. № 02-230 «Об утверждении Положения о порядке предоставления однодневного расчетного кредита банкам» (с изменениями от 26, 29 декабря 1997 г. и от 5 июня 1998 г.) «в целях поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации и обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов» утверждены Положение о порядке предоставления однодневного расчетного кредита банкам и Типовая форма Договора о кредитовании корреспондентского счета (о предоставлении однодневного расчетного кредита).

Банк России устанавливает процентную ставку с задолженности по просроченным централизованным кредитам. Так, в соответствии с решением Совета директоров Росцентробанка, начиная с 1 июля 1994 г., была установлена процентная ставка с задолженности по просроченным централизованным кредитам и просроченным процентам за них (балансовые счета нр 621 и 622) в размере одной и трех десятых учетной ставки Росцентрбанка (Телеграмма ЦБР от 29 июня 1994 г. № 143-94, с изменениями от 11 октября, от 16 ноября 1994 г., от 9 февраля 1996 г.).

В кризисных ситуациях Банк России предоставляет стабилизационный кредит, необходимый для устранения возможности системного риска в банковской системе или предотвращения краха конкретного банка и тем самым для защиты интересов вкладчиков и акционеров. Нормативная основа такого кредитования еще не разработана.

Нужно установить гарантии от необоснованного кредитования, при котором может быть причинен ущерб публичным интересам, а также соответствующие критерии принятия решений Банком России, четко сформулированные в законе. Банк России не должен выходить за рамки рыночной конкуренции и ставить в привилегированное положение одни кредитные организации, и в худшее - другие. Деньги налогоплательщиков не должны трансформироваться в финансы рантье. Ведь существует наиболее правильный и демократичный путь - банкротство несостоятельных кредитных организаций. Не в интересах гражданского общества, чтобы одна часть населения компенсировала свой коммерческий или рыночный риск за счет другой его части. Другое дело, что закон должен установить критерии, по которым сберегательный вклад отличается от вклада, создающего чистую прибыль для вкладчика. Сберегательные вклады должны компенсироваться, а таким банкам могут выдаваться стабилизационные кредиты. Но тогда система кредитных организаций должна стать другой, нежели сегодня.


§ 4. Правила осуществления расчетов


В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривается одна из целей Банка России — обеспечение эффективной и бесперебойной системы расчетов. Однако не раскрывается понятие «обеспечение». Регулирование правил осуществления расчетов — одна из функций, направленная на достижение этой цели. На наш взгляд, поставленная Законом цель не ограничивается или не должна ограничиваться сказанным. Обеспечить эффективную систему расчетов - значит организовать ее. И здесь нельзя ограничиться только изданием определенных правил. Видимо, в Федеральном законе следует предусмотреть организационную функцию Банка России в системе расчетов. Банк России мог бы выступить инициатором создания клиринговых и расчетных палат с тем, чтобы уменьшить риск для предпринимателей, которые обслуживаются в системе расчетов.

Правила расчетов предусмотрены гражданским законодательством. Стало быть, Банк России должен издавать банковские правила, обеспечивающие реализацию норм, установленных гражданским законодательством.

Гражданское право регулирует расчеты как сделки между различными субъектами, а банковское право, предусмотренное банковским законодательством и правилами, установленными Банком России, регулирует банковские расчетные операции. Здесь мы вновь возвращаемся к вопросу о различиях между гражданским и банковским правом, этим двум самостоятельным отраслям права, которые, если речь идет о банковских отношениях, регулируют один и тот же объект - банковскую деятельность. Но в этой банковской деятельности каждая из названных отраслей права имеет свой собственный предмет регулирования.

Федеральный закон, предусматривая обязанность Банка России регулировать правила осуществления расчетов, тем самым закрепляет как минимум две общие обязанности: а) издавать соответствующие нормативные акты, устанавливающие такое регулирование; б) осуществлять надзор за их исполнением. На наш взгляд, эти обязанности Банк России выполняет неудовлетворительно.

Во-первых, нормы, регулирующие безналичные расчеты, архаичны. До сих пор не отменены и применяются нормативные акты Госбанка СССР, хотя их применение в современных условиях затруднено. Возникают многочисленные противоречия и неясности в применении таких актов. Нет четких критериев в определении оснований, субъектов и ответственности при расчетах наличными деньгами.

Некоторые вопросы остаются неурегулированными. Например, в Указе Президента РФ № 1212 предусматривалось, что операции по банковским счетам допускаются только после скомплектования юридического дела клиента, и Банк России должен на сей счет установить банковские правила. Однако в этом вопросе до сих пор нет никаких изменений. Между тем кредитная организация может открыть счет без скомплектованного юридического дела и это не будет считаться нарушением банковских правил, например, при отсутствии в юридическом деле клиента некоторых документов. Чтобы определить, какие документы должны быть в юридическом деле клиента, необходимо обратиться к Инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР» (с изменениями от 11 августа 1987 г., 26 августа 1988 г., 29 сентября 1989 г., 30 мая, 31 августа 1990 г.)*(195). В ней закреплен состав документов, которые объединяются понятием «дела по оформлению счетов хозорганов», «дела по оформлению счета». В п, 2.1.4 этой Инструкции сказано, что «счет открывается по разрешительной надписи управляющего учреждением Госбанка СССР на заявлении клиента. Документы, перечисленные в настоящем пункте, хранятся в деле по оформлению счета, кроме карточки с образцами подписей и оттиска печати, которая хранится в специальной картотеке у ответственного исполнителя (контролера)». Поскольку кредитные организации - самостоятельные юридические лица, а Банк России не имеет права вмешиваться в их деятельность, то возникает вопрос, чья разрешительная надпись ставится на заявлении об открытии банковского счета. В Инструкции много таких безнадежно устаревших положений.

Во-вторых, уровень банковского надзора за правильностью операций по проведению банковских расчетов остается недостаточным. Клиенты обращаются с жалобами в Банк России, однако рассмотрение таких жалоб в компетенцию последнего не входит. Думается, что вопрос о банковских расчетах - один из центральных для экономики и гражданского общества. В функции регулирования расчетов проявляется одна из трех целей, поставленных законом перед Банком России. И в тоже время уровень законности оставляет желать лучшего. Принятие Банковского кодекса РФ, а также специального закона, касающегося расчетов и платежей, способствовало бы созданию стабильности и законности в данной сфере экономики.

^ Действующий порядок нормативного регулирования расчетов. В гл. 46 ГК РФ закрепляются формы расчетов. В частности, в ст. 861 ГК РФ сказано, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (ст. 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают различные формы осуществления безналичных расчетов: при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в п. 1 ст. 862 ГК РФ. Положение Банка России от 25 ноября 1997 г. № 5-П «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации», которое регламентирует проведение безналичных расчетов в валюте Российской Федерации*(196) и распространяется на кредитные организации - резиденты Российской Федерации и их филиалы, расположенные на территории Российской Федерации, предусматривает, что расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями, филиалами могут производиться через: 1) расчетную сеть Банка России; 2) кредитные организации по корреспондентским счетам «ЛОРО» и «НОСТРО»; 3) небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции; 4) внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).

Наиболее контролируемой является расчетная сеть Банка России. Другие системы создаются самими кредитными организациями в целях ускорения системы взаимных расчетов.

Для осуществления межбанковских расчетов кредитным организациям открываются корреспондентские счета в РКЦ Банка России. В соответствии с Положением об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации (с изменениями от 15 марта, от 8 апреля 1996 г., от 24 и 26 декабря 1997 г.) «на территории Российской Федерации расчеты между учреждениями коммерческих, кооперативных банков и другими кредитными учреждениями (далее учреждения банков) производятся расчетно-кассовыми центрами Центрального банка Российской Федерации (РКЦ), организованными в местах нахождения учреждений банков. В зависимости от условий связи и наличия учреждений банков могут организовываться межрайонные РКЦ»*(197). Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете: счет № 30101 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России» - коммерческим, кооперативным и другим кредитным учреждениям. Для открытия корреспондентского счета в РКЦ заключается договор о корреспондентских отношениях и представляются заявление учреждения банка, образцы подписей и оттиска печати.

Порядок взаимоотношений по осуществлению расчетов регулируется данным Положением и договором о корреспондентских отношениях» (п. 1.3 Положения).

Здесь, конечно, есть определенное противоречие, поскольку по Положению, открытие корреспондентского счета в РКЦ обязательно, в то время как в ст. 1 ГК РФ закрепляется принцип свободы договоров, а он в данном случае имеет приоритет. Я.А.Гейвандов по этому поводу пишет, что «именно Банк России регулирует и организует порядок осуществления межбанковских расчетов в РФ. При этом кредитные организации не имеют права выбора, они обязаны открывать корреспондентские счета в РКЦ Банка России. В противном случае кредитные организации не смогут осуществлять не только банковскую деятельность, но и получить лицензию Банка России на осуществление банковских операций. Следовательно, отношения Банка России с кредитными организациями в этой сфере носят характер власти и подчинения, больше присущие административным, а не гражданским правоотношениям... В процессе открытия корреспондентских счетов кредитных организаций в Банке России для реализации межбанковских расчетов, в том числе и по поручению клиентов, между кредитными организациями и Банком России не соблюдается один из основополагающих принципов гражданского права — принцип свободы договора. Свобода договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ) означает, что кредитные организации и Банк России самостоятельно решают вопросы о заключении договоров, вправе выбирать любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, самостоятельно формулируют неизвестную действующему законодательству модель, а также включают в договор по взаимному соглашению любое не противоречащее закону условие. Принуждение к заключению договора, по общему правилу, не допускается. Но на практике при заключении договора корреспондентского счета кредитной организации с Банком России кредитные организации фактически принуждаются Банком России к заключению вышеупомянутых договоров в том виде, в каком это удобно Банку России»*(198). Действительно, в этих отношениях применяется императивный, а не диспозитивный метод регулирования. На наш взгляд, речь идет о банковском праве, а не о гражданском и не об административном. Банковское право — самостоятельная отрасль права, которая регулирует отношения между кредитными организациями и Банком России. Причем такие отношения регулируются на основе метода власти и подчинения. Этим банковское право отличается от права гражданского. Но банковское право отличается не только от гражданского, но и от административного права*(199). Поскольку в ст. 860 ГК РФ сказано, что на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и установленными в соответствии с ними банковскими правилами распространяется установленный законом статус банковского счета, то, стало быть, неурегулированность этого вопроса банковским правом остается. Дело в том, что «иное», о котором сказано в ст. 860 ГК РФ должно быть установлено «законом, иными правовыми актами и установленными в соответствии с ними банковскими правилами». Законом оно не установлено. Иными правовыми актами установлено. Это акты Банка России. Но здесь не вполне ясно, могут ли нормативные акты Банка России подпадать под категорию «иных нормативных актов», если учесть, что гражданско-правовые отношения регулируются только теми нормами, которые содержатся в источниках гражданского права, указанных в самом Гражданском кодексе. Возможно, речь идет об иных нормативных актах как источниках банковского права. На наш взгляд, желательно все же вопрос о корреспондентских счетах закрепить детально в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» и в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Средством межбанковских расчетов являются авизо. Последние составляются и отправляются РКЦ после списания средств с корреспондентских счетов (субсчетов) коммерческих банков (филиалов) в очередности, установленной Гражданским кодексом РФ и письмом Банка России от 1 марта 1996 г. № 244. В тексте авизо указываются 8-разрядные номера РКЦ, между которыми совершается операция, и 9-значные номера корреспондентских счетов коммерческих банков, позволяющие идентифицировать участников расчетов.

Временное положение Банка России от 10 февраля 1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями»*(200) предусматривает, что в соответствии со ст. 160 ГК РФ при совершении сделок в письменной форме допускается использование аналогов собственноручной подписи (далее - АСП). Устанавливается порядок приема к исполнению поручений владельцев счетов, в том числе составленных на электронных носителях, подписанных АСП, при проведении безналичных расчетов на территории Российской Федерации между кредитными организациями и кредитными организациями и их клиентами. При этом порядок обмена платежными документами, подписанными АСП, при проведении расчетов Банком России с кредитными организациями и другими клиентами Банка России регулируется отдельными нормативными документами Банка России и договором.



-telefonnie-nomera-adresa-ot-126-do-157-programma-upravleniya-centralyami-omn.html
-tema-kontrol-za-deyatelnostyu-tamozhennih-organov.html
-ulici-staroj-samari-leningradskaya-peshehodnaya-zona.html
-vazhnoe-zamechanie-zadumivalis-li-vi-kogda-nibud-nad-voprosom-otkuda-berutsya-dengi.html
-voprosi-i-zadaniya-m-yu-kondratev-kollektiv.html
-voskreshenie-lyudej-i-vechnaya-zhizn-otnine-nasha-realnost-moskva-2001-g-stranica-7.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-teorii-istoriya-filosofii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stoimost-raboti-82000-tisyach-rublej-otchet-o-hode-vipolneniya-federalnoj-celevoj-programmi-snizhenie-riskov-i.html
  • writing.bystrickaya.ru/charlz-gudijr.html
  • learn.bystrickaya.ru/esli-planiruete-vistupat.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-i-uprazhneniya-kurs-lekcij-chast-ii-uchebnoe-posobie-rpk-politehnik-volgograd-2006.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-obsheeyazikoznani-e-specialnost-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tretyakova-s-yu-teatr-lingvisticheskih-miniatyur.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rastenievodstvo-zasedanie-konsultativnogo-soveta-o-planah-raboti-po-blagoustrojstvu-naselennih-punktov-rajona.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slishkom-horosho-rossijskaya-gazeta-dmitrij-vladimirov-26022005-39-str-1.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-proverit-prochnost-i-dejstvennost-znanij-uchashihsya-v-ramkah-izuchennoj-temi-viyavit-u-uchashihsya-znanievie-probeli-i-nametit-puti-i-meri-ih-ustraneniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/83-finansirovanie-nb-asf-kemgu-na-priobretenie-nauchnoj-i-uchebnoj-literaturi-i-oformlenie-podpiski-na-pechatnie-izdaniya-i-elektronnie-resursi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdisciplinarnogo-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-080400-68-upravlenie-personalom.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-osnovi-socialnogo-strahovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/geograficheskij-ukazatel-kto-est-kto-v-bibliotechnom-mire-kuzbassa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voennaya-nauka-voennoe-delo-ukazatel-literaturi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spb-gu-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-kolpinskogo-administrativnogo-rajona-sankt-peterburga-stranica-79.html
  • lesson.bystrickaya.ru/soderzhanie-v-v-bogdanov-dialekticheskie-osnovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/artisevich-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-sostoyaniya-rabot-po-formirovaniyu-elektronnogo-pravitelstva-regiona-i-razvitiyu-informacionnogo-obshestva.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-razvivat-rech-mishlenie-poznavatelnij-interes-rasshiryat-krugozor-vospitivat-berezhnoe-otnoshenie-k-prirode-oborudovanie-plakati-s-nazvaniem-konkursov-privetstvie-razminka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/92-olimpiadi-plan-raboti-orskogo-gumanitarno-tehnologicheskogo-instituta-filiala-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/puziri-usloviya-sushestvovaniya-puziritsya-li-rossijskij-fondovij-rinok.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nam-nuzhen-kodeks-professionalnoj-etiki-vrachej.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-izmenenij-programma-reformirovanie-regionalnih-finansov-tambovskoj-oblasti-na-2006-2008-godi-pasport-programmi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stolichnij-departament-socialnoj-zashiti-naseleniya-provodit-obshegorodskuyu-akciyu-pomozhem-podgotovitsya-k-shkolnomu-balu-chtobi-bal-sostoyalsya-dlya-vseh-departame.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-kosogo-izgiba-balki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-zaini-zhobasina-tsndrme-zhazba.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-ot-21-avgusta-2009g-po-proektu-aktualizirovanogo-generalnogo-plana-goroda-moskvi-na-period-do-2025-goda-stranica-26.html
  • college.bystrickaya.ru/222-106509541-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-stroitelstve.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzakonodatelnom-poryadke-zakrepleni-i-zadachi-buhgalterskogo-ucheta-kotorie-virazhayutsya-v.html
  • teacher.bystrickaya.ru/federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-150402-metallurgiya-cvetnih-metallov-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/poznavatelnie-prikaz-292-ot-31-08-2011-g-mou-sinyavskaya-sosh-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istinnoe-ya-velichie-bezgranichnih-vozmozhnostej-i-kto-ti-spasitel-mira-bozhestvo-sektant-dyavol.html
  • write.bystrickaya.ru/farmaciyani-basarilui-zhne-ekonomikasi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prichini-i-sposobi-preodoleniya-detskoj-agressii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.