.RU

§ 4.1.5. Организация работы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних преступников


^ § 4.1.5. Организация работы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних преступников

Статистика и общие сведения


В последнее годы количество преступлений совершенных несовершеннолетними несколько снизилось, но все еще продолжает оставаться достаточно высоким. Однако эта статистика не отражает точной картины, поскольку многие преступления остаются незарегистрированными. По официальной статистике в 2005 г. было зарегистрировано свыше с 150 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления (в 2000 г. 177.9 тыс.). По данным МВД, за январь – сентябрь 2007 г. 7,6% всех преступлений были совершены несовершеннолетними, или при их участии (табл.18).


^ Таблица 18

Преступность и судимость несовершеннолетних

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии

195.4

185.4

139.7

145.4

154.4

154.7

 

 

 

 

 

 

 

в том числе тяжкие и особо тяжкие

156.3

147.1

102.8

84

57

55.5

Число несовершеннолетних, совершивших преступления. тыс. человек

177.9

172.8

140.4

145.6

151.9

150

из них:

 

 

 

 

 




в возрасте ( лет):

 

 

 

 

 




14 – 15

49.3

51.9

40.1

43.2

46

44.6

16 – 17

128.6

120.9

100.3

102.3

105.9

105.4

женщины

15.2

14.1

11.1

11.2

12

12.9

лица совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления

138

134.6

98.6

73.6

57.4

55.8

Число несовершеннолетних. совершивших отдельные виды преступлений:

 

 

 

 

 




убийство и покушение на убийство

1.7

2.1

2.1

2.1

2

1.8

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

2.7

3.5

3.9

4.2

4.3

3.6

изнасилование и покушение на изнасилование

1

1.2

1.1

1.1

1.2

1.1

кража

105.9

98.8

65.4

72.3

84.2

79.3

грабеж

15.5

15.1

15.1

15.6

20

23.4

разбой

6

6.8

6.7

6.3

6.5

6.4

угон транспортного средства

4.5

5.6

7.5

7.7

9.2

8

Число осужденных в возрасте 14 – 17 лет

148.6

142.8

88.3

96.8

97.5

99.1

за совершение преступлений. тыс. человек

 

 

 

 

 

 

из них женщины

10.8

10.4

6

6.4

6.6

7.3

Из общего числа - осужденных к лишению свободы

29.4

29.6

18.9

25.2

20.8

23.5

Число несовершеннолетних. содержащихся в местах лишения свободы (на конец года). тыс. человек

28.3

26

19

25.3

21.8

22.7

в том числе:

 

 

 

 

 




в воспитательных колониях (ВК)

17.2

18.7

11

16.5

13.4

14.5

в СИЗО и тюрьмах. а также в помещениях. функционирующих в режиме СИЗО и тюрем

11.1

7.3

8.1

8.8

8.3

8.1

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. Росстат, 2006.


Жертвами подростковой преступности чаще всего становятся другие дети. В основном подростки совершают преступления против собственности (более 70% от общего числа преступлений), против жизни и здоровья (8,10%), а также связанные с незаконным оборотом наркотических средств (менее 4%). Что касается численности несовершеннолетних, находящихся в местах заключения, то за последние годы наметилась некоторая положительная тенденция в сторону уменьшения абсолютного числа малолетних преступников, особенно совершивших тяжкие преступления (рис.18).




^ Рис. 18. Динамика общего числа преступлений, и особо тяжких преступлений совершенных несовершеннолетними, 2000-2005 гг.


В этой связи сейчас большая часть несовершеннолетних правонарушителей находится в воспитательных колониях - 64% (рис. 20). При этом основная масса малолетних преступников дети в возрасте 16-17 лет (70% от общего числа), мужского пола (рис.19). Особенностью преступлений, совершаемых несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, нередко является бессмысленная жестокость. С 2002 по 2004 год наблюдалось значительное увеличение (на 23,3%) количества изнасилований и покушений на изнасилование, совершенных подростками, а также случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (на 11,2%). Особую озабоченность вызывает вовлечение несовершеннолетних в преступные группировки.




^ Рис. 19. Распределение малолетних преступников по местам заключения


Организация работы и государственная политика в отношении малолетних правонарушителей


Основные типы пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних заключенных:

^ Спецшколы и СПТУ - воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния. За воспитанниками установлено круглосуточное наблюдение; они не могут выйти из учреждения без разрешения администрации, территория охраняется; их вещи, получаемая корреспонденция, бандероли, посылки досматриваются. В спецшколах содержатся правонарушители от 11 до 14 лет, в СПТУ - от 14 до 18 лет. Значительная часть детей и подростков попадают в спецшколы и СПТУ по решению административных органов - комиссий по делам несовершеннолетних при местных органах исполнительной власти, а не суда. При рассмотрении вопроса о наказании подросток лишен права на защиту, на адвоката, не обязательны обычные для судебного следствия процедуры, у него нет права апелляции. Срок наказания в спецучреждениях произволен, он может продлеваться по представлению администрации учреждения до трех лет. Большая часть подростков спецшкол и СПТУ отбывает наказание вдали от дома, что затрудняет контакты с семьей, родными. По условиям содержания, режиму изоляции, социальному микроклимату, принудительному характеру труда большинство этих учреждений мало чем отличается от воспитательных колоний.

^ Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) - спецприемник, приемник-распределитель. Обычно сюда помещают бездомных, сбежавших от родителей или брошенных ими детей, а также задержанных милицией детей, личность которых не удается установить в течение суток. В ЦВИНП могут оказаться дети самого разного возраста: от младенчества до 18 лет. Официальной статистики по учреждениям этого типа не существует.

^ Изолятор временного содержания (ИВС) - учреждение закрытого типа для задержанных на месте преступления, подозреваемых в совершении преступления и т.п. По действующему законодательству помещать в ИВС могут подростков, достигших 14 лет; несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых, женщины - отдельно от мужчин. Обычно ИВС не оборудованы прогулочными двориками, кухней, душем, заключенным не выдают постельного белья. Срок содержания в ИВС не должен превышать 3-х суток, но может быть продлен до 10-ти, а в особых случаях - до 30-ти суток. Из ИВС арестованного либо освобождают, либо по санкции прокурора переводят в следственный изолятор - СИЗО. Кроме того, в ИВС содержат обвиняемых, доставленных из СИЗО для проведения следственных действий или судебного разбирательства. Статистика по несовершеннолетним заключенным в ИВС не ведется. Относительное количество несовершеннолетних заключенных в ИВС составляет 5-6%. ЦВИНП и ИВС находятся в ведении ГУООП (Главное управление охраны общественного порядка) МВД РФ.

^ Следственный изолятор (СИЗО) - учреждение, предназначенное для содержания под стражей арестованных, в отношении которых судебный приговор не вступил в законную силу. Лишь в каждом четвертом СИЗО функционируют школы или учебно-консультационные пункты. Не хватает помещений для организации досуга несовершеннолетних более, чем в половине СИЗО. Реабилитационные или образовательные программы в СИЗО проводятся силами отдельных подвижников из числа сотрудников СИЗО или неправительственных организаций.

^ Воспитательная колония (ВК) - учреждение для несовершеннолетних заключенных, осужденных к лишению свободы. В ВК содержатся несовершеннолетние (от 14 до 18 лет), приговоренные судом к лишению свободы. По новому УК РФ суд может направить в ВК и осужденных возрастной группы от 18 до 20 лет. Кроме того, при хорошем поведении администрация может оставлять в колонии воспитанников, возраст которых не превышает 21 года. Количество заключенных в одной ВК от 200 до 700 человек. Как и в лагере для взрослых, для малолетних нарушителей дисциплины также существует дисциплинарные изоляторы. Как правило, это полутемные, сырые камеры с голыми стенами, окном с рядом решеток и шконкой. Новым уголовно-исполнительным кодексом (действует с 1.07.97) для ВК установлена норма жилой площади 3,5 кв.м на одного человека (у взрослых - 2 кв.м). Виды ВК и условия содержания: общего режима - для подростков, осужденных к лишению свободы впервые; для девушек (независимо от того, впервые или нет); усиленного режима - для подростков, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. С 2001 г. это разделение в отношении ВК для несовершеннолетних упразднено. Согласно статистике в первые три года после освобождения из ВК совершают повторные преступления до 45% бывших воспитанников. Четвертая часть особо опасных рецидивистов и 17% пожизненников - бывшие воспитанники ВК. Крайне сложно обстоит дело с решением вопроса о месте отбывания наказания несовершеннолетними. Если взрослые осужденные отбывают наказание в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, то несовершеннолетние направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующего вида учреждения. При этом нарушаются их связи с семьей, ограничиваются возможности получения посылок, передач, писем, телефонных переговоров, свиданий, ограничиваются возможности своевременного решения вопросов бытового и трудового устройства. В 35 субъектах федерации нет ВК. Лишь 15% мальчиков отбывают наказание по месту проживания, еще 65% в том же субъекте федерации, но не в том административном районе, где расположены муниципальные службы, которые могли заниматься ими ранее. Из-за своей малочисленности девочки оказываются в еще худшем положении, чем мальчики: в России всего три ВК для девочек. Это обрекает их на тяжелейшие испытания при этапировании, отрыв от семьи, близких, на дополнительные трудности после освобождения. Открытие новых учреждений реализуется крайне сложно из-за отсутствия необходимых на эти цели средств. Отсутствие своевременной эффективной социальной поддержки способствует рецидивной преступности. Четвертая часть из числа особо опасных рецидивистов и 17% из числа отбывающих наказание пожизненно ранее отбывали наказание в воспитательных колониях.

^ Положение детей в воспитательных колониях. Воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально дезадаптированные и опасные подростки. Между тем, наблюдения практических работников и анализ статистических данных показывают, что осужденные несовершеннолетние в психолого-педагогическом плане становятся из года в год сложнее: растет число лиц, осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Увеличивается количество осужденных, имевших до осуждения криминальный опыт: более половины ранее осуждались условно к лишению свободы, состояли на учете в ППДН, нигде не работали и не учились (рис. 21, 22).




Рис. 21. Количество отдельных видов преступлений совершенных несовершеннолетними 2000-2005г.




Рис. 22. Процентное соотношение отдельных видов преступлений совершенных несовершеннолетними, 2005 г.


В воспитательных колониях концентрируются не только наиболее социально опасные подростки, но, прежде всего, оказавшиеся вне деятельности основных социальных институтов. До осуждения не работали и не учились около половины поступивших в места лишения свободы несовершеннолетних. Значительная часть подростков не имеет образования, соответствующего возрасту. Все больше поступает 16 – 17 - летних безграмотных подростков. Среди несовершеннолетних осужденных каждый десятый - сирота, либо оставшийся без попечения родителей. Все больше в воспитательные колонии поступают нездоровые подростки: с заболеваниями, передающимися половым путем, страдающие алкоголизмом, наркозависимые, больные туберкулезом, ВИЧ-инфицированные, имеющие отклонения в психическом развитии. В силу этих причин воспитательные колонии сегодня - это не только исправительные учреждения для несовершеннолетних преступников, а во многом - определенная социальная ниша для социально неблагополучных и неустроенных подростков, оказавшихся в экстремальной ситуации. Это обусловливает тот факт, что решаемые воспитательными колониями задачи выходят за рамки исполнения наказания. Все больше на первый план выдвигаются иные социальные задачи: оказание необходимой медицинской, психологической и педагогической помощи несовершеннолетним в период нахождения их в местах лишения свободы, подготовка к жизни в обществе после освобождения.

В каждой воспитательной колонии организована работа общеобразовательной школы, в которой проводится обучение по типовым программам Минобразования России. Ежегодно осваивают программу обучения и проходят аттестацию более 88% обучавшихся. При этом подростки получают документы об образовании единого образца, без указания на то, что окончили школу в воспитательной колонии. В профессиональных училищах и на предприятиях воспитательных колоний проводится подготовка несовершеннолетних по 23 специальностям, при этом многие из них обучаются вторым и третьим специальностям. В большинстве учреждений имеются производственные мощности, подсобные хозяйства, где подростки получают трудовые навыки.

Вступление России в Европейское сообщество, и рекомендации Совета Европы о соблюдении единых европейских пенитенциарных правил и стандартов по обращению с заключенными и осужденными, в том числе несовершеннолетних, способствовали значительному изменению законодательства, приближая организацию исполнения наказания к мировым стандартам. Была ликвидирована, так называемая "кабинная" телефонная система при проведении свиданий с родственниками, пересмотрена практика предоставления краткосрочных свиданий. Был принят Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в котором были учтены международные рекомендации, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы. С 1997 года несовершеннолетним осужденным разрешены длительные свидания в колонии и за ее пределами; отпуска, в том числе, с выездом к месту жительства; телефонные разговоры с родственниками; вывод на зрелищные и спортивные мероприятия за пределы колонии; увеличено количество посылок, передач и свиданий; отменены такие меры взыскания, как лишение посылок и передач, а также свиданий. Упразднение разделения воспитательных колоний на общий и усиленный режим, что позволило значительной части осужденных отбывать наказание по месту жительства. Сняты ограничения на приобретение осужденными несовершеннолетними продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, упрощена процедура представления несовершеннолетнего к условно-досрочному освобождению.

Все активнее входит в практику воспитательных колоний досрочное освобождение осужденных несовершеннолетних. Ежегодно в каждой воспитательной колонии проводятся родительские конференции, когда родители могут ознакомиться с условиями жизни своего ребенка. Каждая воспитательная колония регулярно посещается членами попечительского совета, родителями, представителями средств массовой информации, правозащитными организациями.


Обучения в спецшколах Министерства образования. В настоящее время в РФ особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних преступников отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типа находящихся ведомстве Минобразования РФ. Специальные учебно-воспитательные учреждения представляют собой один из перспективных видов реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении, развитии, социальной адаптации. Основными задачами специальных учебно-воспитательных учреждений являются обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе; создание условий для получения несовершеннолетними общего образования, профессиональной подготовки.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по решению суда помещаются несовершеннолетние в возрасте 11-18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, но не подлежащие уголовной ответственности либо освобожденные в установленном законом порядке от наказания; в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа – несовершеннолетние в возрасте 8-18 лет с устойчивым асоциальным, противоправным поведением, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с согласия родителей (законных представителей), а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет. В настоящее время в России функционирует более 80 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. В специальных школах обучаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания и требующие специального педагогического подхода. В соответствии с действующим законодатедьством основной задачей специальных учебно-воспитательных учреждений является обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитацией несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе.

^ Спецшколы закрытого типа. По данным ежегодного доклада Совета Федерации "О положении детей в РФ", на конец 2004 года в РФ функционировало 60 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, расположенных в 48 субъектах РФ, в том числе: 20 специальных профессиональных училищ (из них 15 для мальчиков, 4 для девочек, 1 смешанное); 40 специальных общеобразовательных школ (из них 32 для мальчиков, 2 для девочек, 6 смешанных), 40 учреждений, расположенных в городских поселениях, 20 — в сельской местности. По состоянию на 1 сентября 2005 года — 62 воспитательных учреждения, где отбывают наказание несовершеннолетние, из них 3 учреждения для девочек. Всего по состоянию на 1 января 2005 года в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа находилось 4655 воспитанников, из них 406 (9%) — несовершеннолетние женского пола; 973 (21%) воспитанника — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 1436 (31%) воспитанников — дети в возрасте от 11 до 14 лет, 3219 (69%) — подростки в возрасте старше 14 лет.

Анализ статистических данных о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа свидетельствует о том, что в ряде субъектов РФ недостаточно используются возможности применения данной профилактической меры даже при наличии в регионе такого учреждения. С другой стороны, фактором, сдерживающим расширение возможностей реабилитации несовершеннолетних, совершающих общественно опасные деяния, как и прежде, остается отсутствие во многих регионах специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и средств на оплату содержания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа, расположенных в других субъектах Федерации. При этом специальные профессиональные училища закрытого типа, являясь учреждениями федерального подчинения, в течение 2005 года были полностью укомплектованы обучающимися, в том числе сверх нормы.

Указанное положение обусловлено двумя обстоятельствами: оплата содержания воспитанников специальных профессиональных училищ производится за счет средств федерального бюджета, в связи с чем помещение несовершеннолетнего в специальное профессиональное училище закрытого типа не требует финансовых расходов от направляющего региона; суды начали более широко применять такую меру воздействия, как освобождение несовершеннолетних от наказания с помещением в специальное образовательное учреждение закрытого типа. Этому способствовало и расширение категории несовершеннолетних, к которым может быть применена подобная мера (Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ к ним отнесены несовершеннолетние, совершившие тяжкие преступления).

^ Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа. Число специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в 2004 году составило 33 (в 18 регионах), из них 29 специальных общеобразовательных школ и 4 специальных профессиональных училища. В учреждениях открытого типа обучалось 3056 детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет, из них 661 (22 %) — несовершеннолетние женского пола. Из общего числа воспитанников учреждений открытого типа 212 (7 %) — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 576 (19 %) — дети в возрасте от 8 до 14 лет, 2480 (81 %) — подростки старше 14 лет. 24 учреждения расположено в городах, 9 — в сельской местности. В 2004 году начали функционировать 9 специальных учебно-воспитательных учреждения открытого типа в г. Москве, Пермской и Калужской областях, Хабаровском крае, Республике Хакасия.

В специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого и открытого типа реализуются программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а также профессиональной подготовки. Более 80% воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и около 70% воспитанников учреждений открытого типа обучаются на ступени основного общего образования. В 2004 году 71% выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа получили незаконченное основное общее образование (в 2003 году — 77%), 17% — основное общее образование (12%), 4% — незаконченное среднее (полное) общее образование (3%), 1% — среднее (полное) общее образование (1%), 44% — начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку (40%). Из общего числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в 2004 году 32% получили незаконченное основное общее образование (в 2003 году — 30%), 55% — основное общее образование (51%), 3% — незаконченное среднее (полное) общее образование (8%), 6% — среднее (полное) общее образование (7%), 48% — начальное профессиональное образование, профессиональную подготовку (65%).


открытого типа закрытого типа



^ Рис. 23. Образование, полученное учащимися спецшкол


Начиная со второй половины 90-х по 2003 г. на федеральном уровне принят ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений (Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ с последующими изменениями и дополнениями). Разработан ряд методических материалов по актуальным проблемам деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа. Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации работников этих учреждений.

Фактором, сдерживающим расширение возможностей реабилитации несовершеннолетних, совершающих общественно опасные деяния, как и прежде, остается отсутствие во многих регионах специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и отсутствие средств на оплату содержания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа, расположенных в других субъектах федерации. В результате значительная часть несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не получает необходимой реабилитационной помощи, совершает повторные, зачастую более серьезные, правонарушения.

Важную роль в организации образовательного и реабилитационного процесса играют материальные условия содержания, обучения и реабилитации детей. Вместе с тем материально-техническое обеспечение большинства специальных учебно-воспитательных учреждений требует улучшения в части проведения капитального ремонта и реконструкции, замены бытового, реабилитационного, учебного, медицинского оборудования. В бюджеты соответствующих уровней не закладываются в полном объеме средства на материальное обеспечение, организацию медицинского обслуживания, летнего отдыха воспитанников этих учреждений, отправку выпускников к месту постоянного проживания.

По-прежнему чрезвычайно остро стоит проблема обеспечения специальных учебно-воспитательных учреждений квалифицированными кадрами. Подобное положение обусловлено недостаточной социальной защищенностью педагогических и медицинских работников указанных учреждений, и в первую очередь низким уровнем оплаты их труда. В 2003 г. специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа были укомплектованы кадрами педагогов-психологов на 66% (учреждения открытого типа – на 65%), социальных педагогов - на 75% (70%), психотерапевтов – на 17% (16%), психиатров – на 41% (24%). В ряде учреждений отмечается нехватка воспитателей, учителей, медицинских работников, работников режимной службы.

Важной, не решенной до настоящего времени, задачей остается создание системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений. Между тем именно подобная система должна способствовать сохранению и развитию реабилитационного потенциала, приобретенного подростком в период пребывания в учреждении, а также обеспечить профилактику рецидивных правонарушений выпускников, которые часто совершаются именно из-за жизненной неустроенности и отсутствия необходимой социальной, психологической, правовой поддержки.

К сожалению, Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ по-прежнему не в полной мере учитывают реабилитационную направленность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В соответствии с законодательством сроки реабилитации несовершеннолетних в указанных учреждениях изначально определяет суд. Таким образом, решение о прекращении пребывания подростка в учреждении принимается без учета реальной динамики реабилитационного процесса. Принимая во внимание, что судьи нередко устанавливают очень ограниченные (несколько месяцев) сроки пребывания в учреждении закрытого типа, подобная ситуация крайне негативно сказывается на степени эффективности коррекционной работы с несовершеннолетними.

В основе данной нормы лежит подход, применяемый при определении срока наказания в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что абсолютно не соответствует целям и задачам специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Нуждается в совершенствовании научно-методическое обеспечение деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений. На местах до сих пор существуют проблемы при практическом применении закона в части помещения детей и подростков в специальные учреждения закрытого типа, вызванные, прежде всего отсутствием у направляющих органов четкого и, что особенно важно, правильного представления о целях и задачах этих учреждений, а также недостаточной согласованностью действий этих структур.

^ Ювенальных судов в России нет, специализация судей по делам несовершеннолетних также присутствует далеко не всегда. Материалы о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматривают в общем порядке обычные суды общей юрисдикции. Как показывает практика, судьи не всегда в полной мере владеют специальными знаниями в области защиты прав несовершеннолетних правонарушителей и их реабилитации, включая и вопросы деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений. Нередко вопрос о возможности помещения несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа решается судом формально, без учета конкретных обстоятельств и особенностей личности несовершеннолетнего. В ряде регионов устанавливаются не предусмотренные законом ограничения для применения этой меры воспитательного воздействия (например, требование наличия определенного количества – двух, трех и так далее – совершенных подростком общественно опасных деяний). В то же время не проводится соответствующая комплексная социально-психологическая диагностика несовершеннолетнего – дело ограничивается медицинским обследованием и часто формальной педагогической характеристикой или характеристикой с места работы, что не позволяет определить, как того требует закон, действительно ли подростку необходимы особые условия воспитания и специальный педагогический подход, которые могут быть обеспечены именно в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Условное осуждение на практике является по сути не столько "условным освобождением от наказания", сколько "условной отсрочкой исполнения приговора", поскольку оно не сопровождается реальной программой коррекционных, реабилитационных мероприятий. Подростки, избежавшие осуждения к лишению свободы, во многих случаях (чтобы не сказать – в большинстве случаев) возвращаются в прежнюю среду, испытывают те же проблемы с обучением и трудоустройством, так же ведут бесконтрольный образ жизни, и зачастую в подобной ситуации следующее преступление и новый приговор – это только дело времени. То же самое относится и к случаям освобождения подростков от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия – да, на несовершеннолетнего возлагаются какие-то обязанности, которые формально должны способствовать его исправлению, на соответствующие органы – контроль за его поведением, но о содержательной комплексной индивидуальной программе реабилитации как таковой, как правило, речь не идет.

Значительная часть подростков, совершивших преступления и осужденных условно или освобожденных от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, возвращается в образовательное учреждение – в школу, профессиональное училище, детский дом. И в этом образовательное учреждение должно принимать самое непосредственное участие в разработке и практической реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего.

Текущие социально-экономические проблемы затрудняют реализацию новых норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, тормозят внедрение новых гуманных форм работы с несовершеннолетними правонарушителями и крайне осложняют решение вопросов закрепления достигнутых результатов при возвращении подростков в общество. Не все осужденные могут использовать в полном объеме предоставленные им законом права. Многие не используют право неограниченной переписки с родственниками, поскольку ни у осужденных, ни у их родственников зачастую нет денег даже на конверты. Предоставленное право на телефонные разговоры также для большинства осужденных, особенно несовершеннолетних женского пола, остается не реализованным, поскольку междугородные телефонные разговоры для них слишком дороги.


Рекомендации

1. Профилактика детской преступности в семье должна включать два аспекта: а) программы социальной помощи семье; б) ужесточение контроля и спроса с родителей за невыполнение своих обязанностей по отношению к ребенку. Программы помощи семье должны строиться по принципу "социального амортизатора". Нормальная семья более или менее равномерно выполняет свои обязанности по материальному обеспечению ребенка, его воспитанию, образованию, созданию благоприятной психологической атмосферы принятия и родительской любви, заботится о его здоровье и физическом развитии. В неблагополучной семье эти функции выполняются частично или практически отсутствуют, причем в каждой семье это происходит по-своему. Общество и государство не должно заменить ребенку семью, но может отчасти компенсировать ее недостатки, выполняя роль "социального амортизатора" для смягчения ударов судьбы по ребенку, чтобы его не выбросило из колеи нормальной жизни в преступный мир".

16. Необходимо разработать новую идеологию, увязывающей в единое целое весь процесс работы в подростками, склонными к совершению правонарушений, состоящими на учете, осужденными за преступление, отбывающими наказание и теми, кто освободился из мест лишения свободы. Главная цель – реадаптация трудных подростков, возвращение их к нормальной жизни. Эта работа должна начинаться с внутришкольного учета и заканчиваться в реабилитационных службах воспитательных колоний и по месту прибытия подростка после освобождения. Предстоит переосмыслить задачи по воспитанию нового поколения, которые сегодня общество ставит перед школой и системой правосудия без учета специфики методов их работы и задач, которые решают эти ведомства. Такой недифференцированный подход создает препятствия для межведомственного взаимодействия и формирования общей системы профилактики преступности несовершеннолетних. Даже если существенно улучшить финансирование ведомств и повысить зарплату учителям и сотрудникам УВД, это не изменит коренным образом положение дел с подростковой преступностью. Но без этого ситуация будет только быстрее ухудшаться из-за оттока квалифицированных кадров и невозможности найти им полноценную замену. Нужно создать или усилить психологические службы отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних СИЗО и в воспитательных колониях. При районных судах также рекомендуется сформировать психологическую службу, в функции которой могла бы входить не только психологическая оценка личности подростков, обвиняемых в преступлениях, но и их адаптация к особенностям судебного процесса. Однако это не принесет ощутимого эффекта без четкого разделения задач между подразделениями, ответственными за работу с несовершеннолетними правонарушителями, для избежания ненужного дублирования и нестыковок с целями и задачами самих подразделений.

17. Требуется введение ювенальной юстиции, что потребует:

создание центров социальной адаптации, где могла бы проходить работа с подростком. Надо сформировать сеть реабилитационных центров для подростков, освободившихся из мест лишения свободы. Работа с несовершеннолетними правонарушителями должна быть построена таким образом, чтобы процесс реабилитации начинался уже в колонии. Одновременно нужно укрепить социальную защиту подростков и молодежи. Например, развивать службы трудоустройства для несовершеннолетних, социальные центры для молодежи

10-sistema-upravleniya-dvigatelem-uchebnoe-posobie-dlya-letnih-uchilish-grazhdanskoj-aviacii-m-transport-1978.html
10-spisok-osnovnoj-literaturi-po-discipline-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logopediya-specialnost.html
10-u-podoshvi-olimpa-anton-semenovich-makarenko.html
100-let-telefonnoj-seti-pskova.html
100-velikih-akterov-stranica-19.html
100-velikih-akterov-stranica-60.html
  • studies.bystrickaya.ru/development-by-comparison-the-united-states.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-dvizheniya-centra-mass-mezhplanetnih-kosmicheskih-apparatov-chast-12.html
  • student.bystrickaya.ru/146-147-v-a-gilyarovskij-uchenieo-gallyucinaciyah.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-203a-po-fizike-dlya-studentov-vseh-specialnostej-i-form-obucheniya-habarovsk.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hotite-uznat-chto-to-novoe-neobichnoe-i-interesnoe-apoputeshestvovat-po-tadzhikistanu-o-kotorom-kak-viyasnyaetsya-ne-imeesh-nikakogo-predstavleniya-posetiv-ego-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/molodie-uchenie-xxi-veku.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cel-etoj-knigi-dat-pravoslavnomu-chitatelyu-osnovnie-svedeniya-o-tom-kak-kem-i-kogda-pisalis-knigi-svyashennogo-pisaniya-a-takzhe-vkratce-izlozhit-ih-soderzhani-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/boevoj-ustav-suhoputnih-vojsk-chast-3-chast-12.html
  • tasks.bystrickaya.ru/30-aprelya-alatirskaya-gorodskaya-uprava-v-pisme-v-simbirskij-gubernskij-rasporyaditelnij-komitet-uvedomila-chto.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-marketing-redakciya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-disciplina-dv1-himiya-indeks-i-naimenovanie-disciplini-v-sootvetstvii-s-fgos-vpo-i-uchebnim-planom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alashi-skeri-dayarli-pnnen-10-sinipa-arnalan-saba-zhospari-tairibi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-trebovaniya-k-metallu-i-drugim-konstrukcionnim-materialam-prikaz-ot-24-marta-2003-g-115-zaregistrirovano.html
  • writing.bystrickaya.ru/iskusstvennaya-ventilyaciya-legkih.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-zakonoproektov-rassmotrennih-oblastnoj-dumoj-za-9-mesyacev-2011-goda-1-zakonodatelnaya-deyatelnost-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vosmoj-etap-analiz-chuvstvitelnosti-p-a-vorobev-moskovskaya-medicinskaya-akademiya-im-i-m-sechenova-mezhregionalnaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-ramkah-pravitelstvennogo-chasa-v-gosdume-vistupili-rukovoditeli-mvd-fsb-i-genprokuraturi.html
  • college.bystrickaya.ru/115-informatika-i-ikt-poyasnitelnaya-zapiska-dopolnitelnie-professionalnie-obrazovatelnie-programmi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ashinskij-gorodskoj-detsko-yunosheskij-centr.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-etika-delovih-otnoshenij-tema-pravila-verbalnoj-i-neverbalnoj-obratnoj-svyazi-vo-vremya-delovoj-besedi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-znachenie-dvigatelnoj-aktivnosti-i-fizicheskoj-kulturi-dlya-pourochnoe-planirovanie-uchebnogo-materiala-po-kursu-osnovi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/habarovskenergosbit-novosti-oao-dek-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/82-stacionarnie-radioli-i-radiokompleksi-visshego-klassa-yu-p-alekseev-bitovaya-radioapparatura-i-ee-remont.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1o-novaya-paradigma-sveta-eta-kniga-napisannaya-na-osnove-materiala-bolee-chem-chetirehsot-chasov-chennelinga.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trener-posle-treninga-otchet-pravila-slushaniya-34-nyuansi-tehniki-voprosov-47-tovarnaya-argumentaciya-48.html
  • exam.bystrickaya.ru/usvoenie-rechevogo-etiketa-obrazovatelnij-standart-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obyazatelnij-minimum-soderzhaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/avarijnoe-i-dolgosrochnoe-prognozirovanie-avarij-s-ohr.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-i-vidi-istochnikov-kommercheskogo-prava.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-meropriyatiya-po-snizheniyu-negativnogo-vozdejstviya-vibrosov-predpriyatiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-5-konservaciya-i-likvidaciya-skvazhin-pri-vvedenii-nastoyashih-trebovanij-prekrashaetsya-dejstvie-pravil-bezopasnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/35-obratnaya-svyaz-v-regulyacii-funkcionalnih-sostoyanij-i-predmet-zadachi-i-metodi-psihofiziologii.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminalistika-2-chast-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/mayak-novosti-30092008-stadnickaya-lora-0600-pervij-kanal-novosti-30-09-2008-pankratova-yuliya-12-00-6.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-080400-62-upravlenie-personalom-vladivostok-izdatelstvo-vgues-2014-bbk-65-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-bezopasnosti-truda.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-1-drevnyaya-istoriya-rossii-v-prepodavanii-na-istoricheskom-fakultete-petrgu-izmenenie-paradigmi-sroki-vipolneniya-programmi-yanvar-1999-g-dekabr-2001-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.