.RU

§ 4.2.7. Методы перевоспитания (типовая модель) - «Разработка системы учета (мониторинга) соблюдения права на образование...


^ § 4.2.7. Методы перевоспитания (типовая модель)
Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива. При этом условии перевоспитание органически входит в общую систему воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и перевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания. В воспитании важную роль играют методы убеждения и внушения. В перевоспитании действие этих методов ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового опыта поведения. В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой элементов.

^ Типовая модель (алгоритм) работы состоит в следующем:

1. Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка, исследование его потребностей, отклонений в поведении.

2. Изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды.

3. Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь требовала применения положительных качеств, сил и способностей.

4. Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные качества.

5. На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие.

Пока не будет устранена односторонность развития возможен рецидив. Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности. Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все остальные элементы. При изучении личности подростка мы не столько должны отыскивать в нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет строиться перевоспитание.

Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные функции:

Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал. Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. У трудного подростка не всегда удается восстановить все его духовные силы. Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости, в какой либо области. Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тот или другой недостаток усилением деятельности в той или иной области, которую любит, в которой может добиться быстрых успехов. При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества, которые он считает сильной стороной своей натуры.

Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании:

1) необходимостью изменить свое поведение в новых условиях;

2) желанием добиться успеха в заинтересовавшей подростка деятельности;

3) утвердить себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения. ^ Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной и компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия ученика в той области, где проявляются его положительные качества, осудить отрицательные поступки подростка.

^ Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.

При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа исправления, а стало быть, уничтожения недостатков – опора на положительное. Необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того, что не следует делать, а наоборот, на хороших сторонах характера.

В заключении отметим, что маршрут обучения и воспитания ребенка задает определенную логику (этапность) работы. Он должен включать: определение проблемы, характеристики целей педагогического процесса (например, достижимость позитивных результатов); формулирование рабочих гипотез (предварительных установок работы с подростком); определение плана работы; описание методов и инструментария работы, схем их анализа и интерпретации.

^ § 4.3. Рекомендации по использованию инструментария работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Работа с детьми и подростками, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и, особенно, с социальной дезадаптацией должна включать ряд организационных, диагностических и собственно коррекционных мер.

Рекомендации по работе с детьми (подростками), оказавшимися в трудной жизненной ситуации, следует разбить на две группы, которые включают в себя:

1) детей и подростков, проблемы которых обусловлены отклонениями в физическом и психическом развитии;

2) детей и подростков, проблемы которых обусловлены педагогической запущенностью (т.е. развитием асоциальных форм поведения).

Для первой группы отклонения в физическом развитии выступают в качестве психогенного фактора, влияя на эмоциональное состояние физически нездоровых детей (апатия, угнетённость, неверие в свои силы, грусть, тоска, плаксивость). Подход к таким детям — это сочетание лечения заболевания, которое имеется в анамнезе развития ребёнка (подростка), и особых мер "щадящей педагогики". В основе её - принципы лечебной педагогики, включающие индивидуальный подход к детям в реализации требований учебно-воспитательного процесса, в превалировании метода поощрения перед наказанием, в применении методов и приёмов психотерапевтического воздействия. Вторая группа — это дети и подростки, проблемы которых обусловлена педагогической запущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении и эмоционально-волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер. Чаще всего это связано с пубертатный периодом, когда старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием, норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка. Ключевыми фигурой здесь становится социальный педагог.

Функционал и область ответственности социального педагога. Должен знать детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Должен способствовать реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Изучать личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Вести дневник наблюдений.

Хотя направления работы социального педагога и перечислены в квалификационной характеристике, но практически их круг значительно шире. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.

Основные направления деятельности социального педагога:

  1. Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая).

  2. Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

  3. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).

  4. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.

  5. Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

  6. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.

  7. Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.

  8. Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

  9. Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка.

Школа накладывает определенный отпечаток на деятельность социального педагога — он, прежде всего педагог, а затем уже социальный работник. Поэтому для него актуальны традиционные педагогические и воспитательные методы работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения, социума, национальных традиций, а также таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, культурное просвещение.

В то же время, учитывая особенности его деятельности, он должен быть компетентным по широкому кругу вопросов. Прежде всего, этому работнику необходимо быть хорошо "подкованным" в области юриспруденции и права. Не только гражданские судебные дела, в том числе и уголовные, в которых фигурируют дети и подростки, требуют таких знаний и навыков. Профилактическая работа с семьями и детьми группы риска также предполагает правовое просвещение.

Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя множество анкет для выявления различных социальных позиций. Значит, ему необходимо знать основы социологии, позволяющие грамотно составить, обработать, проанализировать результаты анкетирования и на их основе уметь прогнозировать ситуацию. В этом отношении данный работник уже чем-то напоминает психолога. Во многих учреждениях образования выявлением социальной или социально-психологической ситуации занимается именно психолог. Но эффективнее было бы перераспределить эти обязанности. Выявление социальных проблем, например таких, как степень удовлетворенности школьников и родителей учебно-воспитательным процессом, взаимоотношения учеников друг с другом (социометрия), выделение "группы риска" и тому подобное, следует оставить социальному педагогу, что, впрочем, не исключает его взаимодействия с психологом.

Отдельная сторона деятельности социального педагога — изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся "группы риска", их социальной микросреды, условий жизни. В процессе индивидуального обследования проблемного ребенка социальный педагог может получить информацию о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, учителями. Здесь ему понадобится знание конфликтологии и проблем межличностного общения, а также основ возрастной и специальной психологии. Таким образом, взаимодействие с психологом школы становится еще актуальнее. Объединяет данных специалистов еще и тот факт, что оба должны соблюдать этический кодекс, так как их информация является строго конфиденциальной.

Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы использования имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выступает их представителем в суде. Социальному педагогу необходимо не только знать законы, но и уметь очень хорошо разбираться в семейной ситуации, понимать глубинные проблемы семьи, чтобы не навредить ребенку в тех случаях, когда речь идет о лишении родительских прав или встает проблема, с кем останется ребенок после развода родителей. Здесь также неоценима помощь психолога. Она может быть оказана как семье или ребенку, так и самому социальному педагогу (в виде консультации).

Следует обратить внимание на принципиальное отличие профессиональной деятельности социального педагога от работы психолога, которое заключается в активной позиции первого по отношению к ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Психолог помогает ребенку или семье, как правило, тогда, когда к нему обратились. Навязывать помощь, вторгаться во внутренний мир без приглашения он не может, да в психологической работе это и неэффективно. Социальный педагог не только имеет право, но и обязан вмешиваться в ситуацию. Это делается в случаях, когда подвергаются опасности жизнь и здоровье ребенка. Например, при жестоком обращении с применением физического и психического насилия в семье или при безразличном отношении к ребенку, когда ему нечего есть и т.д.

В таких ситуациях социальный педагог посещает дом ребенка, обследует условия его жизни. Делает он это как официальное лицо — вместе с классным руководителем и участковым милиционером. Далее он связывается с различными инстанциями: социальная защита, медицинские учреждения, приюты, суды и т.д. Указанное отличие в деятельности психолога и социального педагога наглядно демонстрирует, что совмещать эти должности одному человеку нецелесообразно, они требуют разных деловых и личностных качеств.

Инструменты повышения результативности работы с трудными детьми. Для большей результативности при работе с детьми "группы риска" необходимо грамотно распределить обязанности психолога школы и социального педагога. Ребенку или подростку, имеющим искаженные представления о мире взрослых, желательно не отождествлять в одном лице волевую и решительную учительницу, именуемую "социальным педагогом", которая, возможно, на его глазах довольно резко разговаривала с родителями-дебоширами, и другую учительницу, именуемую "психолог", которая общается с ним совсем другим, умиротворяющим тоном. Второй — "доброй учительнице" — у него будет больше желания довериться.

Ребенок неосознанно склонен считать, что "строгая учительница", раз она наказала старших, "более сильных", способна наказывать и остальных, а также его самого. А наказания он желает меньше всего, ему требуются поддержка и понимание, несмотря на то что ругать, как всегда, есть за что. Так как психика подростка "группы риска" особенно ранима и возможны неадекватные реакции, очень важно, чтобы разные социальные роли ассоциировались у него с разными людьми. Ассоциация будет более устойчивой в соответствующей обстановке. Сложно рассчитывать на быстрый результат, если, например, психолог пытается проводить доверительную беседу в канцелярии, кабинете директора, врача. Ребенок находится в напряженном состоянии, сходном с тем, которое он испытывает при встрече с людьми этих профессий. Важно учитывать любые мелочи в работе с детьми "группы риска".

Планирование работы классного руководителя c "трудными" учащимися.

Рекомендации к плану воспитательной работы в начальных классах.

1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.

Дается краткая характеристика классного коллектива и отдельных учащихся. Их отношение к учению, труду в коллективе, к творчеству, каково внимание, прилежание, физическая выносливость детей. Как живется педагогически запущенным детям, кто из них замкнут и инертен, трудно контактирует с товарищами, повышенно возбудимы, недисциплинированны.

2. Задачи воспитательной работы.

Воспитание у "трудных" наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности.

С "трудными" детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.

3. Разделы плана.

а) Работа с коллективом учащихся по реализации программы воспитания; направление коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками.

б) Деятельность детей, направленная на вовлечение "трудных" в классное самоуправление и т. д.

в) Индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями. Оказание педагогической помощи родителям, их детям - учебной помощи, контроль за поведением детей в школе и вне ее, вовлечение родителей в учебновоспитательную работу класса" школы. Темы бесед и консультаций: "Помощь детям в учении", "Роль мамы (папы) в создании положительного микроклимата в семье", "Дети и деньги", "Детская ложь" и др.

^ Рекомендации к плану воспитательной работы и средней ступени.

1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.

Краткая характеристика классного коллектива и отдельных учащихся по следующим критериям: умение учиться, объективная самооценка, физическая развитость, ответственность, уверенность в себе, выносливость, принципиальность, дисциплинированность. Необходимо оценить изменения в уровне воспитанности "трудных" учащихся, степень коллектива. Анализ результатов индивидуальной воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Состоят ли на внутришкольном учете, на учете в милиции, верны ли были выбранные педагогические приемы, способствовавшие перевоспитанию подростка.

2. Диагностика. Определение уровня воспитанности учащихся; диагностика трудновоспитуемости; психологические обследования консультации "трудных" детей.

3. Задачи воспитательной работы.

Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности "трудных". Обучение их культуре поведения на основе управления собой.

Знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками.

4. Разделы плана.

а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

б) Организация самопознания и самовоспитания "трудных" подростков.

в) Определение форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в знаниях и способов их ликвидации, поднятие престижа и уважения к "трудным" через систему посильных поручений. Организация медицинской помощи, включение в работу кружков, секций, вовлечение в движение милосердия.

Педагогические консультации по теме: "Ваш беспокойный ребенок", "Семейные проблемы", круглые столы "Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.

г) Совместная работа классного руководителя с семьей, общественностью и правоохранительными органами.

^ Рекомендации к плану воспитательной работы в старших классах.

1. Краткий анализ и характеристика учащихся класса.

Указываются общие сведения о классе, уровне сплоченности коллектива, сформированности общественного мнения, наличие традиций, уровень развитого самоуправления, взаимоотношения в классе (группировки, мотивы их образования, их отношение к коллективу класса, степень заинтересованности в классных делах, проявление взаимной требовательности, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения в коллективе, критика и самокритика, особенности взаимоотношений между юношами и девушками. Наличие неофициальных лидеров, их влияние в классе, причины их влияния, отношение к лидерам актива; наличие "отверженных" с напряженными взаимоотношениями со взрослыми, с конфликтными взаимоотношениями со сверстниками, отрицательными отношениями к разным видам деятельности и неадекватной самооценкой своих личных качеств).

2. Общие задачи воспитательной работы.

Важнейшими являются: перестройка отношений "трудного" подростка (снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, ко сну), перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем; включение "трудного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).

3. Разделы плана.

а) Работа с коллективом учащихся по реализации целевых программ "Твое призвание", "Культура и личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество", "Безопасное поведение", направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, выбору профессии, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию самопознания и самовоспитания, самореализации.

б) Деятельность детей. Включение "трудных" в общественно полезные дела: в чередование творческих поручений, темы "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Классное самоуправление. Самодиагностика личности "трудного".

в) Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и лживости - главных психологических предпосылок трудновоспитуемости в этом возрасте. Стремление вывести школьника на осознание безнравственности поведения, на восполнение пробелов в социальном развитии ребенка, формирование социально значимых качеств, формирование ответственности за свое будущее, воспитание требовательности к себе.

Организация помощи "трудным" детям.

Организация педагогической помощи.

1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я - концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

^ Организация медицинской помощи

1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

^ Организация психологической помощи.

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

^ Организация свободного времени "трудных" школьников.

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. Для этого необходимо:

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными' детьми.

7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Пример работы с ребенком с девиантным поведением.

Большинство подростков с девиантным поведением обладает низкой мотивацией к учебе. В качестве примера можно разобрать план урока по теме "Образование". Основная задача занятий по теме "Образование" — развить эту мотивацию, сделать очевидной связь между жизненным успехом и образованием. Здесь большую роль играют психологические тесты и тренинги по постановке цели.

^ Основная проблема урока: Для чего нужно учиться?

Разбираемые вопросы:

•Как я отношусь к учебе?

•Что такое обязательное образование?

•Какими путями можно получить полное среднее образование?

•Какие бывают уровни образования?

•Что главное в правах учащихся?

•Куда обратиться, если я хочу продолжить образование?

^ Оборудование для урока: карточки с утверждениями для индивидуальной работы, таблица уровней образования для игры — "Профессии", справочник по учебным заведениям Москвы и Московской области, карточки двух цветов для голосования.

^ Ориентировочный план урока.

1) В начале урока можно раздать ученикам карточки с утверждениями и предложить отметить галочками те, с которыми они согласны:

Теперь каждый может оценить свое отношение к учебе. Если преобладают подчеркнутые ответы, значит, человек не любит учиться. Если их мало — он ориентирован на получение знаний. Тот, кто выбрал все три выделенных ответа, ориентирован на практический результат образования. (Но в карточках для учеников подчеркиваний и выделений быть не должно.)

Согласны ли ученики с тем выводом, который сделан из их ответов?

2) После этого можно перейти к вступлению к главе "Образование" и прочитать его про себя (или вслух).

3) Упражнение "Живая линия" на тему "Нужно ли учиться?".

4) Основное (общее) образование.

Учитель объясняет, что означает понятие "обязательное бесплатное образование". Для закрепления служит игра "Помогите Незнайке!".

Незнайка жалуется, что у него только 9 классов образования и он не знает, что делать дальше. Ученики делятся на группы, и каждая получает задание: предложить Незнайке один из вариантов и "защитить" его:

5) Образование и профессия.

Нужно объяснить ученикам, что им следует запомнить и понять довольно сложные названия разных видов образования, чтобы самостоятельно разбираться в правовых и официальных документах. Отдельно остановитесь на таких понятиях, как "вступительные экзамены", "конкурс".

После этого можно поиграть в игру "Профессии" (как в "Города"). Каждый по очереди называет известную ему профессию, а учитель вписывает ее на доске в таблицу, в соответствующую колонку необходимого образования. Тот ученик, который не может назвать очередную профессию, выбывает из игры.

6) Когда игра закончена, можно попробовать — там, где это возможно, выстроить звенья образовательной цепочки. Например, названа профессия "инженер", которая вписана в колонку "Высшее образование". Возможно, инженер сразу окончил институт. А может, он был сначала техником (среднее профессиональное образование), а до этого — слесарем на заводе (начальное профессиональное образование), а еще раньше — просто грузчиком (специальное образование не нужно).

И наоборот: можно посмотреть, какие перспективы для образовательного роста есть у тех, кто занимает левые колонки. См. табл.33 (выделены те профессии, которые названы учениками).


^ Таблица 33

Типы образования



^ Специальное образование не нужно

Начальное

профессиональное

образование

Среднее

профессиональное

образование

Высшее

профессиональное

образование

Грузчик

слесарь

техник

инженер




водитель










воспитатель детского сада




учитель







бухгалтер

банкир

Курьер




менеджер

директор фирмы


7) Права учащихся.

Предлагаем ученикам прочитать их и задаем вопрос: чего, по-вашему, в них не хватает?

8) Следует рассказать ученикам, что в теме "Образование" также перечислены организации, в которые можно обратиться за помощью, если есть желание продолжить образование. Полезно показать ученикам справочники по учебным заведениям Москвы и Московской области.

9) Заключение. Что нового я узнал из этой темы? Изменили ли эти знания мое отношение к учебе?

На последний вопрос можно попросить ответить голосованием с помощью карточек разного цвета.



100-velikih-gorodov-miramoskva-veche2007-477s100-velikih-stranica-13.html
1000-akulij-ostrov-najdzhela-marvena-seriya-6-margarita-sanz-tel-44-20-7751-7690.html
101-iyun-2001-goda-obstreli-vzrivi-ubijstva-zachistki-memorial.html
102-izdatelskaya-deyatelnost-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
102-tehnologiya-otbora-obrazcov-porod-sverlyashimi-kernootbornikami-tehnicheskaya-instrukciya-po-provedeniyu-geofizicheskih.html
1033zoni-ohrani-vodnih-obektov-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-kurort-sochi.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-podgotovki-vipusknikov-zakonodatelstvu-ustavu-i-polozheniyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-2-pustilis-po-moryu-v-grozu.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-informaciya-iz-programmi-ekzamena-po-specialnostyam-turizm-menedzhment-po-otraslyam-primernie-voprosi-1-etapa-ekzamena-po-specialnostyam-turizm-menedzhment-po-otraslyam-po.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-20-07-2005-18-00-00-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-blagoj-gospod-ne-igraet-v-kosti-albert-ejnshtejn-erih-fon-deniken-kamennij-vek-bil-inim-budushee.html
  • university.bystrickaya.ru/g-h-andersen-otv-za-vip-o-v-osipova-izd-po-brajlyu-1-e-petrozavodsk-gu-krbs-2009-1-kn-perepech-s-izd-andersen-g-h-skazki-i-istorii-petrozavodsk-kareliya-1980.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/list-74-vneshnie-proceduri-kompressi-vlazhnoe-lechenie-vtiraniya-ukalivaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktikum-po-vozrastnoj-i-pedagogicheskoj-psihologii-bbk-888-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-061100-menedzhment-organizacii.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vazhnejshie-prirodi-soedineniya-alyuminiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-materialovedenie-tehnologiya-konstrukcionnih-materialov.html
  • college.bystrickaya.ru/12rol-menedzhera-v-organizacii-menedzher-professiya-i-lichnost.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-uchebno-metodicheskie-materiali-lekcionnogo-kursa-i-seminarskih-zanyatij-a-h-mahmutov-doktor-ekonomicheskih-nauk.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalnoj-ya-koncepcii-u-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-v-buguruslanskom-filiale-ogu-ukolova-a-b-buguruslanskij-filial-ogu-g-buguruslan.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ierarhiya-asov-aleksandr-alekseevich-hlevov-predvestniki-vikingov-severnaya-evropa-v-i-viii-vekah-epoha-vikingov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-istoricheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2003-goda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-reprezentaciya-goroda-permi-u-inostrancev.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve-svod-pravil-po-proektirovaniyu-i-stroitelstvu-proektirovanie-i-ustrojstvo-osnovanij-i-fundamentov-zdanij-i-sooruzhenij-stranica-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-10-obshee-peregrevanie-organizma-i-ozhogi-ozhogovij-i-travmaticheskij-shok-osobennosti-okazaniya-ekstrennoj-medicinskoj-pomoshi-detyam-s-mehanicheskimi-i-termicheskimi-travmami.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-vi-vpolne-mozhete-uslishat-tam-prizrakov-oborotni-antologiya-2010.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-raboti-strukturnogo-podrazdeleniya-po-soprovozhdeniyu-deyatelnosti-pedagogov-rabotayushih-s-odarennimi-detmi-za-2009-2010-uch-god.html
  • bystrickaya.ru/vpliv-tonzuyuchih-napov-na-organzm-lyudini-ta-h-vikoristannya-v-pdprimstvah-restorannogo-gospodarstva.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-elektronnom-aukcione-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza3.html
  • education.bystrickaya.ru/34-plan-individualnoj-raboti-so-studentami-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-prakticheskij-kurs-pervogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-dissertacii-otrazheni-lingvisticheskoe-nasledie-n-v-nikolskogo-v-svete-sovremennogo-chuvashskogo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-religioznogo-faktora-v-politike-obespecheniya-nacionalnoj-bezopasnosti-respubliki-kazahstan-23-00-02-politicheskie-instituti-etnopoliticheskaya-konfliktologiya-nacionalnie-i-politicheskie-processi-i-tehnologii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10ispolnitelskie-funkcii-i-effekti-rukovodstvo-polzovatelya-vvedenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-razrabotki-algoritmicheski-slozhnih-cifrovih-sistem.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannih-istochnikov-i-literaturi-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-monitoringa-stepeni-obuchennosti-i-kachestva-znanij-za-2009-2010-uchebnij-god-razvitie-pedagogicheskogo-potenciala-2009-2010.html
  • writing.bystrickaya.ru/esli-nastupit-kinozatvra-otchet-vremennoj-period-s-01-04-g-po-15-05-2011-g-data-podgotovki-otcheta-15-05-2011-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vse-o-zhizni.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11rabbi-shalom-sharabi-rashash-17201777-skazka-o-pechalnom-volshebnike-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-petrov-brakhmanyandex-ru-stranica-25.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.