.RU

1. Не спрашивайте разрешения ваших редакторов на проведение социологического исследования



^ 1. Не спрашивайте разрешения ваших редакторов на проведение социологического исследования. Спрашивайте, можно ли привлечь ученого, чтобы найти ответы на некоторые острые вопросы.

^ 2. Обратитесь в местный университет, колледж или даже школьный округ, познакомьтесь с одним-двумя наиболее интересными исследователями и сойдитесь с ними, чтобы освоить, заимствовать или похитить их методы мышления.

^ 3. Вернитесь в университет и пройдите вечерний курс социологических исследований. А еще лучше - пройдите этот курс на дневном обучении с предоставлением времени и оплатой расходов вашей редакцией.

^ 4. Рассмотрите возможности использования методологии социологических исследований в вашей конкретной работе и попробуйте применить их на практике.

Как методология социологических исследований может помочь журналистскому расследованию

Нервный голос в телефонной трубке предвещал скандал, мимо которого нельзя было пройти. Я оставался у телефона, несмотря на боль в ухе, поощряя и умасливая собеседницу высказаться до конца.

После целого ряда наводящих вопросов она поведала, наконец, что речь идет о комиссии по коммунальным службам (ККС), таинственной и важной организации, которая утверждает тарифы на пользование газом, электричеством и телефоном.

Билеты на спортивные соревнования. По словам нашего источника, коммунальное начальство время от времени подбрасывает членам комиссии билеты на спортивные соревнования. Только и всего!

Но статья оказалась забойной и попала на первую полосу только потому, что в этот день не было крупных новостей. Я и не думал, что из нее вырастет серия в защиту потребителей, которая дойдет до Верховного суда США и навсегда изменит политику государственного регулирования в штате Миннесота.

После опубликования статьи последовал еще один анонимный звонок. Потом еще и еще. Редактор отдела Джон Уллмен назначил мне в помощь старину Джо Ригерта, набившего руку на журналистских расследованиях, чтобы разобраться с этими звонками.

Мы оба с энтузиазмом согласились. Дело пахло чем-то более значительным, чем билеты на стадион. По утверждению звонивших, некоторые члены комиссии пользовались такими знаками внимания, как приплата к отпуску, скидки на автомобили, оплата транспортных расходов, театральные билеты и прочее.

Некоторым членам комиссии предлагали высокооплачиваемые посты после ухода с государственной службы. Обычно эти предложения совпадали со временем пересмотра тарифов на коммунальные услуги.

Наиболее серьезное обвинение касалось одного члена комиссии, получившего от телефонной компании "Норсуэстерн Белл" кругленькую сумму за консультацию, о чем он умолчал в отчете.

Поскольку комиссия недавно одобрила увеличение платы за пользование телефоном на общую сумму 53 млн долларов, мы решили начать с проверки информации о гонораре за консультацию.

Когда поступают подобные платежи, их полагается отражать в специальных отчетах, предусматриваемых этическими нормами комиссии. Проверка документов в правительстве штата показала, что отчет отсутствует.

^ По следам гонорара

Наш источник проявил готовность встретиться и побеседовать с нами на условиях анонимности. Мы встретились с ним в центральной части Сент-Пола, в баре под названием "Приют контрабандистов".

По сведениям нашего источника, компания "Белл" заплатила большую сумму крупной юридической фирме в Сент-Пол, которая перевела деньги на счет члена комиссии. Название фирмы было известно.

Чтобы добраться до истины, мы решили позвонить всем участникам сделки. Это потребовало значительных усилий. К концу дня нам удалось выяснить у одного из сотрудников юридической фирмы, что он действительно перевел определенную сумму "лоббисту, защищающему интересы фирмы". Имея на руках эти показания, мы могли уже задавать вопросы руководству телефонной компании и комиссии по коммунальным службам.

Наспех было организовано интервью, в ходе которого один из руководителей компании "Белл" подтвердил, что юридической фирме было частями переведено 30 000 долларов, причем последний перевод был сделан после того, как интересующий нас персонаж был введен в состав комиссии. Поскольку телефонная компания не подтвердила, что деньги предназначались именно ему, мы направились прямо к первоисточнику.

После нескольких неудачных попыток скрыться от нас, этот человек вынужден был признать, что получил от "Норсуэстерн Белл" гонорар за лоббистскую деятельность, которой он занимался до того, как стал членом комиссии, контролирующей тарифы. По его словам, сумма была настолько незначительной, что ее можно было не включать в отчет.

Незначительная сумма, которую он в результате подтвердил, равнялась 30 000 долларов.

Прежде чем мы смогли задать ему другие вопросы, он объявил, что выходит в отставку и прекращает работу в комиссии.

В воскресном номере "Стар-Трибьюн" появился материал об этом расследовании, который был перепечатан со ссылкой на нашу газету конкурирующим изданием "Сент-Пол Пайонир Пресс".

^ Картина расширяется

После опубликования статьи в редакцию поступили новые звонки и сообщения о разного рода одолжениях, якобы оказываемых членам комиссии. Говорили о всех фирмах, предоставляющих коммунальные услуги, но больше всего обвинений и самые серьезные утверждения касались телефонной компании "Норсуэстерн Белл". Некоторые сведения можно было тут же проверить, для подтверждения других требовались недели.

Покуда все обвинения и утверждения выстраивались в единый список, мы размышляли о том, каким образом показать последствия всех этих подарков и одолжений для потребителей коммунальных услуг в штате Миннесота. Может быть, надо было сравнить установленные в штате тарифы с коммунальными платежами в других штатах и определить взаимосвязь полученных подношений и платы за коммунальные услуги?

В сложной механике регулирования деятельности коммунальных служб было трудно разобраться. Специалисты утверждали, что сравнение тарифов в различных штатах ничего не даст, поскольку их различие определяется местными условиями.

Наконец счастливое совпадение обстоятельств показало нам выход.

^ Построение гипотезы и способ ее подтверждения

Уллмен, всегда готовый опереться на знания и опыт специалиста со стороны, направился к редактору за разрешением пригласить на пару дней статистика. Ему сказали, что нужен не статистик, а экономист, и у редактора был один на примете. Так к нашей группе присоединился Дэн Салливен.

Салливен, как многие гении и многодетные родители, не заботился о своей внешности. Вечно взъерошенные волосы, галстук (если он был с утра надет) перекинут через плечо, взгляд устремлен на ботинки, хранящие воспоминания о дождях и снегопадах прошедшего сезона в виде множества белых полос.

Он никогда не приходил вовремя, был неряшливо одет, но мыслил исключительно ясно.

После защиты диссертации в Йельском университете он работал в аналитическом отделе Министерства юстиции, а затем преподавал в Калифорнийском университете. Для нас это был идеальный специалист.

Он хорошо знал свои возможности и не брался за дела, в которых не разбирался. По его мнению, социологическая методология не подходила для вынесения нормативной оценки деятельности комиссии по коммунальным службам.

"Данные - это всего лишь форма свидетельства о произошедших событиях, - рассуждал Салливен. - А насколько эти события хороши или плохи, зависит от ценностных ориентиров читателя. Мы не можем утверждать, что решения комиссии, принятые голосованием, неправильны. Насколько я могу судить, они законны. Проверить можно лишь то, была ли комиссия более благожелательна к компании "Норсуэстерн Белл", чем другие подобные комиссии к регулируемым ими компаниям".

Прежде чем мы приступили к сбору данных для сравнительной оценки деятельности ККС, Салливен предупредил, что собранная информация должна привести к определенному выводу. Мало толку, если результатом их анализа явятся заключения "с одной стороны" и "с другой стороны".

Исходя из известных нам фактов, мы построили реалистичную гипотезу и должны были проверить ее эмпирическим путем, следуя методологии социологической науки.

В чем же состояла гипотеза? Дэн предложил такую постановку вопроса: оказала ли практика интенсивного лоббирования компанией "Норсуэстерн Белл" влияние на комиссию по коммунальным службам в ущерб плательщикам штата Миннесота?

Согласившись с этой формулировкой, мы задумались о методах проверки гипотезы. Социология снова помогла. Чтобы определить, действительно ли плательщики Миннесоты понесли ущерб, потребовалась группа объектов для сравнения.

Нужно было найти сопоставимые наборы и, естественно, мы остановились на компании "Норсуэстерн Белл", которая обеспечивает телефонную связь в нескольких штатах и, надо полагать, ее отношения с регулятивными органами в каждом штате не сильно различаются.

Когда мы предъявили первоначальный план исследования, по которому ситуация в Миннесоте сравнивалась с положением в 4 других штатах, где телефонным обслуживанием также занимается "Белл", руководители комиссии и телефонной компании посчитали, что это слишком мало для объективной оценки.

Мы довели количество штатов до 18.

В конечном итоге для сравнительного исследования мы остановились на трех различных группах:

^ Наблюдайте за тенденцией результатов

Салливен учил нас, что нельзя делать выводы на основании одного замера. Нужно произвести множество, сравнить их результаты и определить их общую направленность.

Исходя из этого, мы определили 14 параметров сопоставления ситуации в Миннесоте с 26 другими штатами, в том числе тарифы, прибыль и общую атмосферу государственного регулирования.

Сопоставление полученной информации продолжалось с марта до середины лета.

Но поработали мы не зря. Выяснилось, что по всем 14 параметрам показатели Миннесоты превышают средний уровень. Иными словами, в период 1980-1985 годов комиссия штата Миннесота по коммунальным службам более благосклонно реагировала на просьбы телефонной компании, чем соответствующие комиссии в других штатах, отобранных для сравнения.

С точки зрения потребителя наиболее важным оказалось сопоставление тарифов за пользование телефоном. На 1985 год в Миннесоте были самые высокие тарифы в штатах Среднего Запада, а по сравнению с платой за телефон в Девере (штат Колорадо) - 6,8 долларов в месяц, жители городской агломерации Сент-Пол - Миннеаполис платили чуть ли не вдвое больше - 16,76 долларов.

Нас переполняла радость победы - вот они доказательства ограбления потребителей! Но Салливен рекомендовал не торопиться.

^ Не спешите делать выводы

Задача исследования, говорил Салливен, не в том, чтобы доказать, что компания "Белл" обирает потребителей.

"Вполне возможно, что процесс, воздействующий на их решения, происходит подсознательно. Может быть, они в душе были за плательщиков. Наше исследование не рассматривало их намерений".

В отсутствие источников внутри компании, которые могли бы открыть побудительные мотивы ее руководства, мы не могли делать предположений. Мы обязаны были выяснить, чем формально руководствовалась компания, обращаясь в комиссию с просьбой повысить тарифы.

^ Будьте готовы к возражениям

Салливен предупреждал, что прежде всего будет оспорено качество собранных данных. Мы были готовы признать отдельные ошибки, которые не оказывали влияния на основные выводы, поскольку в сферу исследования были вовлечены многие штаты, а собранные данные затрагивали многочисленные факторы.

Предвкушая возможные возражения, мы отправили подготовленный к публикации материал в телефонную компанию, в комиссию и в прокуратуру штата, попросив высказать их замечания. С каждой из этих организаций мы просматривали страницу за страницей в поисках возможных ошибок. Мы внимательно рассматривали каждое критическое замечание, пытаясь взглянуть на наши материалы их глазами. Мы перепроверяли данные, но это не отразилось на наших выводах.

Переговоры длились три недели, и по существу наши оппоненты помогли нам выверить собранную информацию.

Но острая реакция на первоначальный вариант серии показала, что после опубликования статей нас не оставят в покое.

^ Хорошо, что существуют эксперты

Для проверки качества нашего исследования и ответа на претензии критиков мы решили воспользоваться услугами одного из ведущих специалистов в вопросах государственного регулирования. Без этого нельзя было обойтись, так как и экономисты телефонной компании, и члены регулятивной комиссии оспаривали наши методы с чисто технической стороны, о которой судить могли только эксперты.

Среди привлеченных экспертов был д-р Дэвид Чесслер, частный консультант, только что оставивший пост профессора Национального института государственного регулирования при университете штата Огайо.

По заключению Чесслера, наши выводы были справедливы и точны. В ночь перед опубликованием первой статьи серии 10 августа 1986 года мы спали спокойно.

Статьи

Серия статей была опубликована под общим заголовком "Щедрость ККС облагодетельствовала компанию "Белл".

В первой статье результаты исследования сопровождались ссылками на ранее опубликованные статьи, например:

"Высокие тарифы на пользование телефоном были утверждены в Миннесоте в период, когда компания "Белл" усилила лоббистское давление на комиссию по коммунальным услугам.

В 1982-1985 годы телефонная компания сотни раз приглашала трех членов комиссии и руководящих работников ее аппарата на ленч, чтобы обсудить вопросы, которые впоследствии решались голосованием. Кроме того, членам комиссии предлагались высокооплачиваемые посты консультантов…"

Мы не утаили критические замечания, полученные от телефонной компании и комиссии. Более того, мы опубликовали отдельную статью под заголовком "Белл" и ККС критикуют методологию и выводы исследования, проведенного газетой".

Реакция

Как и предполагалось, компания "Белл" обрушилась на публикацию. Но мы были готовы отразить любые претензии, поскольку с нами были Салливен и Чесслер.

Примерно через полгода после опубликования серии статей ККС приняла решение вернуться к вопросу о тарифах компании "Норсуэстерн Белл", первоначальное решение по которому было принято в период, когда членов комиссии усиленно водили по ресторанам и предлагали им соблазнительные должности.

В результате комиссия обязала "Белл" возвратить потребителям около 40 млн долларов.

Но наиболее благодатное последствие опубликованной серии проявилось только в последнее время. Прекратились бесконечные бесплатные ленчи и лоббирование членов комиссии на высоком уровне. После 7 лет, в течение которых ККС выступала защитницей интересов коммунальных служб, она возвратилась к нормальной деятельности как орган государственного регулирования, стоящий на страже интересов потребителей.

^ Том ХЭМБУРГЕР,
зав. корпунктом "Стар-Трибьюн" в Вашингтоне


Десять правил Уллмена
для уразумения социальных и антисоциальных наук

Правило первое

Вы слышали анекдот о статистике, который не поверил прочитанному в утренней газете и купил еще 1 000 газет, чтобы увеличить объемы выборки?

Если это вероятностная выборка, ее объем не имеет значения. По ее результатам нельзя судить о популяции в целом - только о реальных респондентах.

^ Правило второе

Тот же самый статистик боялся летать на самолетах, опасаясь встретить на борту террориста с бомбой. Как специалист, он запросил информацию о количестве самолетов, разбившихся в результате взрыва бомб на борту. Их оказалось не так много. Немного подумав, он снова запросил информацию о количестве самолетов с двумя бомбами на борту. Их оказалось еще меньше. Статистик успокоился и теперь, садясь в самолет, берет с собой бомбу.

Иногда статистическая информация не имеет существенного значения. Помните, соотношение - это еще не причина. В этом заключены возможные трудности при сопоставлении данных о взносах в избирательные фонды кандидатов и модели их голосования после избрания. Цифры не могут сказать нам, что политик А голосовал так-то и так-то, потому что получил 50 000 долларов от политической группы А, которой выгодна позиция политика А, выраженная в его голосовании. Получил ли он деньги, потому что уже придерживался этой позиции или изменил свою позицию, получив деньги?

Из этого не следует, что статьи на подобные темы бесполезны. Мы живем в реальном мире, и подобные логические совпадения вызывают желание написать об этом. Но никогда не полагайтесь только на цифры.

^ Правило третье

Три статистика стоят в дозоре во время войны во Вьетнаме.

Их накрывает вражеский снайпер. Первый статистик стреляет в ответ и промахивается на 10 футов влево. Второй статистик промахивается на 10 футов вправо. Оба ждут, когда выстрелит третий. "Чего ждешь? Стреляй!" - кричат они ему. "Зачем? - удивляется третий статистик. - Снайпера уже нет. Вы забыли вывести среднее значение".

Нет более неудачного выражения в социологических исследованиях, чем "в среднем". Если вы прямо сейчас попытаетесь вывести средние величины в отношении мебели в вашей комнате, вы придете к средней высоте, средней ширине и средней глубине. Но ни одна из этих величин не дает представления о каком-либо предмете мебели, находящемся рядом с вами. Никогда не забывайте поинтересоваться, каким образом и на каком материале подсчитывались средние величины.

^ Правило четвертое

Жил в давние времена пустынник, который наслушался от путников о том, как вкусны яблоки. Терзаемый любопытством, он направил стопы на север, в страну яблок. Он увидел сотни яблонь в цвету и был восхищен их запахом. Но перепробовав с сотню лепестков, нашел их безвкусными или горькими. Он пришел к заключению, что достоинства яблок значительно преувеличены, и с тех пор на основании собственного опыта опровергал все похвалы яблокам.

Даже материалы, опубликованные в научных журналах, не всегда доказывают то, что они хотят доказать. Часто журналисты забывают о профессиональном скептицизме, когда имеют дело с научной литературой. Подвергайте все сомнению.

^ Правило пятое

Собрались как-то математик, инженер и бухгалтер. Подходит к ним мальчик и спрашивает: "Сколько будет - квадратный корень из четырех?"

"В области комплексных или натуральных чисел?" - поинтересовался математик. Мальчик поглядел на него пустыми глазами. "Как бы то ни было, - продолжал математик, - ответ будет - плюс два или минус два".

"Можно ответить точнее, - сказал инженер, повозившись с калькулятором. - Квадратный корень из четырех равен 1,99762 с точностью до четырех десятичных знаков".

"Вы о главном забыли, - поправил бухгалтер. - Скажи, мальчик, а сколько тебе нужно?"

В этой книге уже говорилось, что при подготовке журналистских материалов иногда приходится прибегать к услугам экспертов. Вы нанимаете их, чтобы полностью положиться на их знания и опыт, когда вам надо придти к заключению. В моей практике я старался найти наиболее уважаемых экспертов, далеких от политики, и просил их опровергнуть наши первоначальные выводы. Я надеялся, что это невозможно, но если бы им удалось это сделать, я должен был знать об этом до публикации, а не после.

Я всегда сообщаю читателям, что эксперт был привлечен только для того, чтобы высказать мнение о методологии журналистского расследования и о выводах, к которым пришел журналист. И, естественно, мы основываемся не только на мнении эксперта, нанятого редакцией газеты.

Существенное значение имеет информация о том, кто финансирует проект, о котором вы пишете, - даже если это не расследование, а рядовая статья в номер. Так, если корреспондент газеты ведет репортаж с заседания, на котором обсуждается степень риска какого-либо проекта, и выступают эксперты с двух сторон, часто можно предопределить результаты обсуждения, зная, какая из сторон финансирует проект.

Помните, что существуют два вида научных фактов: те, которые не требуют доказательства, и те, которые очень трудно интерпретировать. Или, как говорится, Богу мы верим, а все остальные пусть поделятся с нами имеющимися у них фактами.

^ Правило шестое

Задачка для журналиста: где можно опубликовать заявление, которое недоказуемо, которое вы сами не понимаете, которое наверняка не соответствует действительности и которое уже кем-то публиковалось ранее? Ответ: в любой газете.

Конечно, это касается рядовых, повседневных сообщений. Но если вы заняты журналистским расследованием, у вас есть время, чтобы разобраться в существе. Это ваша цель. Не забывайте о ней.

^ Правило седьмое

Человеческое любопытство - забавное явление. Почему репортеры всегда интересуются отношением священнослужителей к сексу, а биологов - к Богу?

Нельзя согласиться с тем, что глупых вопросов не существует. Мы задаем их все время. Сюда относятся вопросы, которые могут угробить многообещающее интервью; вопросы, которые вместо ответов вызывают реакцию; вопросы настолько расплывчатые, что дают вашему собеседнику возможность уйти от ответа; вопросы не по существу, на которые нельзя получить ценных ответов.

Всегда полезно продумать вопросы заранее, предугадать возможные ответы и определить порядок, в котором вы будете задавать свои вопросы.

^ Правило восьмое

В чем разница между простым демографом и демографом-математиком? Простой демограф строит смутные догадки о перспективах развития популяций. Демограф-математик использует компьютер и статистику, чтобы построить смутные догадки о перспективах развития популяций.

Не попадайте под влияние компьютеров, сложных статистических расчетов, крупных бюджетов, большого количества исследователей, множества научных тем и длительных сроков исследования.

Разница между хорошей наукой и плохой наукой зависит от умов, на которых она зиждется.

^ Правило девятое

Сколько экономистов требуется, чтобы заменить электрическую лампочку? Два. Один строит допущения о стремянке, второй - о лампочке.

А мы тем временем остаемся в темноте. Как и сами экономисты. Поэтому экономику называют тоскливой наукой.

^ Правило десятое

На восточном побережье часто приходится долго добираться на работу и обратно домой в вагоне загородной электрички. Один редактор после такой поездки вернулся домой совершенно разбитым.

Родственникам он объяснил, что всю дорогу сидел спиной к движению, а это сказывается на его больной печени. "Так почему ж ты не попросил, как в прошлый раз, сидящего напротив пассажира поменяться с тобой местами?" "Не мог, - отвечал редактор. - Напротив никто не сидел".

Никогда, ни за что не говорите редактору, что вы намерены провести социологическое исследование. Из этого ничего не получится - редактор перепугается. Во-первых, он не раз слышал, что все, что называется наукой, ею не является. Во-вторых, он не поймет, зачем искать на свою голову приключений.

Вы знаете из собственного опыта, что лучше избегать слова "интервью". Лучше сказать: "Мне хотелось бы поговорить с вами". Для многих слово "интервью" - нехорошее слово.

Точно так же с социологией. Редактору нужно сказать, что вы нашли простой и недорогой способ довести ваш материал до уровня, когда о нем все заговорят. Это значительно улучшит ваши шансы.

^ И еще одно правило, как бесплатное приложение

Сколько журналистов, понахватавшихся поверхностных социологических знаний, требуется, чтобы заменить электрическую лампочку? Два. Один уверяет редактора, что все в порядке, а второй ввинчивает лампочку в водопроводный кран.

Не исключено, что вам потребуются дополнительные пособия, которые лучше, чем эта книга, помогут вам понимать цифры и использовать их в вашей работе.

Существует много книг о методологии социологических исследований. Посоветуйтесь с вашим библиотекарем.

На английском языке я бы настоятельно рекомендовал две небольшие, но очень полезные книги.


Глава 6.
От идеи к материалу

В этой главе рассматриваются технические приемы, которые увеличат ваши шансы создать выдающийся журналистский материал, в том числе некоторые советы, как выйти на более значимую тему, заинтересовать ею редактора и лучше подать материал читателю. Эти советы помогут и репортеру, и корреспонденту, и журналисту-аналитику, полностью занятому подготовкой серьезной статьи или серии статей.

У хороших идей есть два источника.

Бывает, что умным редакторам, которые много читают, активно общаются с окружающими и знают настроения общественности из писем в редакцию, приходит в голову идея материала, которую они дарят журналистам.

Такое происходит в одном случае из ста. В остальных девяносто девяти случаях источником хороших идей являются журналисты. Идея может возникнуть в голове журналиста потому, что его источники остаются недовольными качеством корреспонденцией, или потому, что в руках журналиста может неожиданно оказаться важный документ, или в силу какой-то другой причины, не имеющей отношения к талантам журналиста, а скорее связанным с распространенным мнением, что обращение к журналисту - наименьшее из всех зол.

Бывает и так, что осторожные репортеры, у которых хватает смелости лишь на ежедневные сводки городских новостей, равнодушно проглатываемые читателями, вдруг выходят с отличной идеей, видя в этом средство коренного перелома в журналистской карьере.

Но есть также умные и талантливые журналисты, которые хотят выяснить причины сбоев в работе общественных механизмов и находят понимание редакторов. Эти журналисты профессионально разрабатывают "месторождения" информации, применяя, где нужно открытый и горнопроходческий методы, определяют модели и находят новые источники.

Проработав многие годы редактором и общаясь со своими источниками - другими редакторами и журналистами, я выработал некоторые приемы, увеличивающие возможность прийти к хорошей идее очередного материала. Регулярно я заставляю себя прибегать к этим приемам.

^ Генерирование идей

^ С чего начать

Мы не раз возвращались к утверждению, что на основные препятствия на пути к добротному аналитическому материалу вы наталкиваетесь, не выходя из здания, в котором работаете.

По ту сторону вам действительно могут попасться неразговорчивые источники или вас всего лишь могут ждать угрозы судебного преследования за пасквиль или убийства с последующим расчленением, от вас законно или незаконно будут скрывать информацию, а в довершение всего придется преодолевать собственное невежество в избранной области.

В редакции же многим журналистам не удается преодолеть самый первый барьер - получить согласие приступить к расследованию.

Но существует метод, который почти всегда срабатывает. Это "теория наживки", о которой я узнал от Боба Грина из газеты "Ньюсдэй", теоретика и практика журналистских расследований, которому мы все очень обязаны.

Более подробно этот метод описан в подверстке. Назовем лишь основные принципы.

Никогда не говорите редактору отдела о предлагаемом расследовании в общих чертах. Если, скажем, вы предлагаете разнюхать неполадки в мэрии, первым делом в голову редактора приходит: "Если ты отправишься разнюхивать, кому поручить репортажи с заседаний? Чем я буду ежедневно заполнять вашу полосу? Что скажу другим журналистам, которые тоже захотят на спецзадание?"

Но при этом все редакторы заинтересованы в горячем материале. Они клюют на интересные предложения и готовы пойти на жертвы ради успеха, по меньшей мере за пределами редакции.

Это значит, что вы должны затратить какое-то время, чтобы довести предлагаемый вами материал до приемлемого минимума. Другими словами, вы должны подобрать неизвестные пока факты, которые сами по себе уже могли бы послужить основой для забойной статьи на первую полосу, для завершения которой потребуется 3-4 дня на несколько интервью.

Но если вам дадут еще несколько недель на расследование, можно вскрыть злоупотребления гораздо большего масштаба.

После этого редактору можно рассказать о слухах, циркулирующих вокруг заинтересовавшей вас темы, которые уже надо проверять, и о том, что удалось выяснить другим журналистам, работавшим над аналогичными расследованиями.

Теперь мы имеем дело с конкретным проектом. Редактор подготовлен к тому, чтобы выделить время и деньги, потому что даже минимальный успех оправдает наживку.

Но это еще не все. Вот еще несколько идей, которые журналисты могут обсудить с непосредственным начальством.

Чтобы приступить к расследованию, вам следует установить для себя пороги и цели. Они помогут вам определить, находитесь ли вы на правильном пути и когда вы сможете выполнить поставленные задачи.

Что такое пороги? Приведем несколько примеров. Является ли расследуемое вами злоупотребление действительным нарушением закона, за которое негодяям грозит тюремный срок, или же это просто нарушение инструкций? Было ли это нарушением этических норм или обычной необязательностью? Ответы на эти вопросы имеют большое значение при планировании затрат времени и способа подачи материала. Достаточно ли просто описать обстоятельства или же статья должна быть юридически безупречной на уровне уголовного обвинения? Все эти соображения должны с самого начала приниматься во внимание и учитываться в ходе работы.

^ Как готовить материал к опубликованию?

В предыдущих главах и подверстках к ним приводилось множество советов, как работать над материалом, и здесь мы не станем повторять или обобщать их.

Но есть одно общее правило, которое необходимо подчеркнуть. Очень редко материал удается просто потому, что вы натолкнулись на тему. Не надейтесь на везение. Думайте масштабно и с самого начала забрасывайте большую сеть. Сокращения можно сделать позже. Если вы в начале работы не приложите усилий к тому, чтобы создать отличный материал, скорее всего он таким не получится.

Везуха бывает только в лотереях, но мы знаем, насколько ничтожны шансы на выигрыш.

^ Теория приманки на практике

Рассмотрим на конкретном примере, как вы можете использовать в вашей работе теорию приманки.

Предположим, вы корреспондент газеты при муниципалитете и до вас доходят слухи о подозрительных отношениях одного из крупнейших в городе подрядчиков с начальником отдела снабжения муниципалитета. Назовем снабженца Уллменом, а подрядчика Кеворкяном.

Вы знаете, что вас не освободят от постоянного редакционного задания и не дадут времени, чтобы проверить эти сведения, поэтому вы закладываете основу для будущей реляционной базы данных - берете большой конверт из плотной бумаги и кладете в него первый листок с записью услышанного. Теперь можно начать сбор дополнительной информации.

При следующем посещении муниципалитета зайдите в бухгалтерию и попросите список 10 крупнейших контрактов за последние 10 лет. Вам нужны фамилии подрядчиков и общие суммы заключенных с ними контрактов. Никто не заподозрит вас в том, что вы интересуетесь компанией Кеворкяна (КК).

Через несколько дней вы заходите за списком или получаете его по почте. Итак, за этот период КК заключила с муниципалитетом 10 контрактов на общую сумму 10 млн долларов. Много это или мало? Можно ли сделать какие-либо выводы? Пока что неясно.

Вы возвращаетесь в муниципалитет и просите данные о торгах на контракты и ценах, предложенных конкурентами. Опять же, чтобы не высвечивать интересующую вас компанию Кеворкяна, вы просите информацию о 10 подрядчиках, получивших контракты на конкурсной основе.

Получив эти сведения, вы узнаете, что КК предлагала высшие цены на трех торгах, наименьшие - на трех и промежуточные - на четырех торгах.

Значит ли это что-нибудь для нас? Пока что не известно - трудно проследить закономерность.

Вы можете позвонить одному из помощников прокурора штата, которым обычно нечего делать, и спросить, обязательно ли контракт предоставляется подрядчику, предложившему самые низкие цены. Ответ отрицательный.

При следующем посещении муниципалитета получите данные о недвижимости, принадлежащей Уллмену. Вас ждет сюрприз - он купил свой дом у компании Кеворкяна. Ничего противозаконного в этом нет, но уже интересно…

Теперь можно позвонить в Содружество журналистов и редакторов, занимающихся расследованиями, и спросить, есть ли у них материалы журналистских расследований о деловых отношениях подрядчиков с городскими властями или найти в редакции человека, сведущего в этом предмете. Так вы узнаете о системе пересмотра контракта.

Предположим, КК получила подряд на асфальтирование улиц на сумму 9,2 млн долларов. Приступив к работе, компания обнаруживает плохой грунт, или подземные воды, или десятки других легитимных поводов для удорожания работы. КК возвращается в муниципалитет, где полученный контракт пересматривается в сторону увеличения суммы выплат. И кто, вы думаете, утверждает пересмотренные контракты? Уллмен! Никаких публичных слушаний, никаких объявлений о торгах - только Уллмен или во всяком случае его отдел.

Вы снова направляетесь в муниципалитет, чтобы узнать общие суммы выплат в долларах 10 крупнейшим подрядчикам. Простой подсчет показывает, что пересмотр контрактов, подписанных с КК, увеличил сумму выплат этой компании на 43%, а средняя сумма выплат другим строительным компаниям в результате пересмотра контрактов с ними составила 13%. Через одно из ведомств штата, регулирующее сферу строительных работ, вы узнаете, что средний показатель увеличения выплат в связи с пересмотром контрактов - 15%. Обзвонив по справочнику "Энциклопедия ассоциаций" несколько других штатов, вы узнаете, что в целом по стране этот показатель колеблется на уровне 10-20%.

Это значит, что Кеворкян зарабатывал на пересмотре контрактов втрое-вчетверо больше среднего уровня по стране и штату.

Теперь у вас есть приманка, которую вы можете выложить перед редактором. До вас дошли слухи о подозрительных отношениях подрядчика с начальником отдела снабжения муниципалитета. Вы кое-что проверили и оказалось, что Уллмен купил дом у КК, что Уллмен или его отдел на протяжении последних 10 лет утверждал пересмотренные контракты с КК на миллионы долларов по нормам, которые значительно превышают средний уровень.

Вы просите у редактора недельку, чтобы закончить работу - взять интервью у Кеворкяна и Уллмена, побеседовать с другими подрядчиками и специалистами по дорожному строительству, чтобы выяснить, почему Кеворкяну так не везло на выделенных его компании участках, узнать, на каких условиях Уллмен приобретал недвижимость и проч. Но если редактор даст вам больше времени, не исключено, что можно выйти на более значительные злоупотребления.

По связям Уллмена с КК материал почти готов, но беседы с другими подрядчиками могут вывести на другие связи. В любом случае интересный материал гарантирован.

Конечно, здесь описан гипотетический случай. Но он показывает, каким образом небольшое усилие с вашей стороны может убедить редактора дать вам время на расследование. Все описанные здесь предварительные действия со стороны журналиста заняли бы в целом 4-5 часов на протяжении нескольких недель.

^ Джон УЛЛМЕН

Организация данных

Ее смерть была ужасна. Пожилую женщину в доме для престарелых в штате Миннесота нашли висящей под углом к кровати на манер полураскрытого перочинного ножа. Ее задушил специальный медицинский жилет, который должен был предохранять ее от падения с кровати.

Сообщение о смерти, найденное в департаменте здравоохранения штата Миннесота, было клинически холодным. Даже фамилия жертвы не упоминалась.

Многие обитатели приютов для престарелых оказывались жертвами подобных инцидентов.

Журналистка Мора Лернер и я решили узнать о них поподробнее. Но как? В том же департаменте по каждому сообщению о происшествии с летальным исходом вследствие удушения мы находили в картотеке свидетельство о смерти по дате и месту происшествия.

Уже на этом этапе мы пришли к драматическому заключению - сотни пациентов приютов и больниц оказываются удушенными приспособлениями, которые предназначены для их безопасности. Федеральное правительство и ведущие производители этих приспособлений мало что делают, чтобы предотвратить несчастные случаи. В течение долгого времени это оставалось хорошо охраняемым секретом системы здравоохранения.

В течение 8 месяцев мы собирали доказательства этого бедствия, возможно самого серьезного в истории современного медицинского оборудования. Ко времени окончания нашего расследования мы собрали 8 коробок документов, изучили 5 компьютерных баз данных государственных ведомств и провели интервью со многими представителями органов здравоохранения, государственными чиновниками и производственниками.

Без системы организации данных мы запутались бы в собранной информации задолго до окончания расследования. Нам пришлось завести инвентарную книгу, по которой мы могли узнать, в какой коробке или на какой пленке находится нужный материал.

Организация данных, полученных из памяти компьютера или традиционными журналистскими методами, имеет жизненно важное значение для любого журналистского расследования. Человеческая память не в состоянии удержать всю массу накопленной информации. Упускаются важные факты и взаимосвязи. Забываются фамилии. Незаполненными остаются пропуски в сведениях.

Еще хуже, когда информация у вас есть, а вы не можете ее найти. Однажды я видел рыдающего журналиста, который затерял документ, который помог бы ему обвинить крупную корпорацию в том, что она угрожает здоровью населения. Другой опытный журналист на моих глазах пытался найти нужный документ, делая раскопки на письменном столе и лазая по полу.

Наш материал о приютах для престарелых - пример того, как журналисты могут работать с десятками тысяч документов, оставаясь при этом в здравом уме.

Я начал работу над этим материалом, планируя быстро написать о том, как стариков в приютах перекармливают медикаментами. Для этого мне нужно было только проанализировать отчеты соответствующих организаций штата Миннесота, которые хранились в памяти компьютера и выдавались по первому требованию.

Но мой источник из государственного ведомства сообщил мне о другой серьезной проблеме, которая остается без внимания. Страховочные жилеты, ремни и другое оборудование, с помощью которого обитатели домов для престарелых привязываются к кроватям, чтобы предохранить их от падения, приводят к несчастным случаям и к смерти пациентов от удушения.

Подтверждение этому можно было найти в документах о рассмотрении жалоб родственников престарелых пациентов. Я просмотрел около 1 000 таких жалоб в архиве департамента здравоохранения, где стал своим человеком. Настолько своим, что один из сотрудников тайно передал мне секретный документ с подробностями мучительной смерти одного пациента, и я опубликовал громкую статью о том, как стариков привязывают к кроватям против их воли и какие мучения они при этом испытывают.

По ходу расследования Мора привлекла к работе еще одного участника. Это был Монти Хэнсон, вошедший в нашу команду в качестве исследователя. С помощью библиотекаря отдела новостной информации мы собрали почти все когда-либо написанное о медицинском страховочном оборудовании, в том числе статьи из специальных журналов и газет. С помощью семей погибших мы достали копии конфиденциальных документов из больниц и домов для престарелых. Мы познакомились с материалами судебных разбирательств, политических расследований и с заключениями патологоанатомов.

В границах штата Миннесота мы не принимали на веру заключения медиков или следователей о причинах смерти. В ряде случаев удушение выдавалось за естественную смерть.

Вскоре стало очевидным, что проблема выходит за рамки одного штата. Мы распространили сферу расследования на США и Канаду, изучая документы государственных органов, материалы судебных процессов и статьи в специальной периодике.

Для профессиональной оценки рассматриваемых случаев мы привлекли консультанта-медика. Это был доктор Стивен Майлс, врач-геронтолог. Я увидел его по телевизору среди участников национальной конференции и оказалось, что его больница в двух кварталах от нашей редакции.

Доктор Майлс оказался именно тем заинтересованным специалистом, которого мы искали. Но прежде чем ввести его в состав команды, мы провели проверку - нашли в библиотеке статьи о нем, узнали о его трудовом пути и публикациях, поговорили с его коллегами и попросили трех других экспертов дать заключение о его статьях.

Проанализировав для нас более 100 сообщений о летальных случаях по причине удушения в приютах для престарелых, он стал наипервейшим экспертом по этой проблеме в масштабах всей страны.

Для обработки результатов был задействован компьютер. С помощью нашего коллеги Лу Килзера мы ввели полученные результаты в специально созданную базу данных. Рассматривались, в частности, такие аспекты, как правильное и неправильное применение страховочных приспособлений, причины смерти или полученной травмы, нарушения правил.

Большое значение имела также электронная информация различных ведомств федерального правительства и властей штатов о домах для престарелых. Я научился добывать эту информацию старым журналистским способом. Я просто запрашивал ведомства о наличии отчетных материалов в электронной форме, а затем заказывал копии отчетных форм, чтобы узнать, какие вопросы освещены в отчетах. Их оказалось великое множество.

Одна пленка содержит сведения о лекарствах, которые даются пациенту в день поступления в дом для престарелых. Другая - о медикаментозной терапии и медикаментозной зависимости отдельных пациентов. Третья - о расходах на среднестатистического пациента. Четвертая - о проценте пациентов, нуждающихся в страховочных приспособлениях во время сна.

В проведении анализа собранной информации нам помогали помощник редактора по исследовательской работе Роб Дэйвз и консультант-программист Гленн Тригстед. При их содействии мы вывели коэффициент использования страховочных средств для каждого приюта; определили, в каких из них их применение превышает норму; учли по каждому приюту состояние здоровья пациентов, в отношении которых применяются страховочные приспособления, применение "химической страховки", соотношение химической и физической страховки, а также соотношение уровня применения страховочных приспособлений и стоимости содержания пациента в приюте.

С самого начала мы тесно сотрудничали со специалистами-компьютерщиками.

Чтобы узнать, какого рода сведения содержатся на компьютерной пленке, я не только знакомился с формами отчетов, но и беседовал с людьми, которые над ними работали. С учетом имеющихся сведений я мог поставить перед программистами новые задачи. Применяются ли страховочные приспособления в целях сокращения расходов на содержание пациентов? Используются ли медикаменты как страховочные средства? Где больше прибегают к страховочным приспособлениям - в "плохих" или "хороших" приютах? К какого рода пациентам применяются эти приспособления?

Результаты компьютерного анализа понемногу включались в статьи, дополняя общую картину, а не выступая изолированно от серии статей.

Такая же комбинация традиционной журналистики и компьютерного анализа позволила нашей команде оценить положение в масштабе страны. Начав с 33 несчастных случаев в Миннесоте, за 12 лет мы нашли подтверждения смертоносного эффекта страховочных приспособлений более чем в 200 несчастных случаев по всей стране.

Компьютерный анализ потребовался и для того, чтобы оценить среднегодовое количество жертв страховочного оборудования по стране. Для этого были использованы новые данные, в частности электронные отчетные документы системы здравоохранения, которые анализировались экспертами нашей газеты и еще тремя специалистами в разных частях страны.

В итоге мы пришли к выводу, что в США ежегодно погибают более 200 человек в результате удушения страховочными приспособлениями. Это была медицинская катастрофа более крупного масштаба, чем смертность от стимуляторов сердечной деятельности.

На протяжении работы над серией мы и наш редактор Рон Мидор регулярно обсуждали выводы, к которым пришли, и планы на будущее. Каждое утро Мора и я встречались за чашкой кофе и делились соображениями о работе на предстоящий день. Более того, мы старались подбодрить друг друга, когда дела не ладились. Время от времени мы писали служебные записки, докладывали руководству газеты о состоянии дел и достигнутых успехах.

Но самое главное, мы держали под контролем огромное количество данных - научные статьи, свидетельства о смерти, результаты компьютерного анализа, записи интервью с родственниками, работниками приютов и экспертами.

Каждый документ был помещен в тематическую папку и пронумерован. Каждый содержащийся в документе факт был заложен в память компьютера под ключевым словом со ссылкой на соответствующую папку. Точно так же регистрировались факты и мнения из каждого интервью. В отношении некоторых фактов применялись по две-три перекрестных ссылки.

Компьютер мгновенно сортировал ключевые слова в нужных сочетаниях, и мы в любой момент точно знали, какие документы по нужному вопросу у нас есть.

К окончанию работы над статьей предметный указатель к собранным материалам разросся до ста с лишним страниц.

Такие указатели оказывают особую пользу, когда вы готовитесь к интервью, и экономят ваше время, когда вы пишите статью. Мы всегда начинали работу с обращения к указателю вместо того, чтобы рыться в записных книжках и папках. Впоследствии мы выверяли каждую написанную строчку, используя подстрочные сноски, отсылающие к нужному документу. Этот процесс выверки, разработанный бывшим редактором нашей серии Джоном Уллменом, гарантировал нас от возможных ошибок.

Другим важным элементом организации данных является хронологический учет. Мы составили хронологический указатель событий, отражающий действия основного производителя страховочных приспособлений, федерального правительства США и государственных ведомств Канады (последние гораздо больше сделали для решения проблемы, чем регулятивные органы США).

Одновременно мы вели хронологический перечень задокументированных фатальных случаев, связанных с применением страховочного оборудования со всеми имеющимися подробностями. В сочетании с другими материалами в компьютерной базе данных этот перечень позволял нам выходить на определенные закономерности.

Конечно же, мы вели список наших источников с адресами и телефонами.

Организовав таким образом имеющиеся данные, мы могли готовить очередные статьи так, чтобы они отражали положение на самый последний момент. Указатели использовались для определения новых задач, вопросов, на которые предстоит ответить, тематики интервью. Временами казалось, что нам нужен еще один указатель для того, чтобы разобраться в существующих. Один указатель отсылал нас к другому, а тот - к вспомогательному перечню.

К нашему перечню несчастных случаев в домах для престарелых мы составили дополнительный список случаев, когда местные власти неправильно определяли причину смерти. Так, некоторые приюты несвоевременно уведомляли следователя о случившемся, а некоторые патологоанатомы даже не пытались обнаружить следы удушения. Наш медицинский эксперт подтвердил вывод, что в ряде случаев фатальные исходы происшествий со страховочными приспособлениями списывались на смерть по естественным причинам.

Но никакая система организации данных не может полностью заменить работу с источниками. Так, один нью-йоркский следователь вывел меня на учетные документы, ведущиеся здравоохранительными органами штата, которые позволили нам вскрыть еще 11 интересующих нас случаев.

Мора получила информацию от канадского исследователя, которая пополнила наш перечень еще 40 чрезвычайными происшествиями со страховочными приспособлениями в США, жертвами которых оказались больные в креслах-каталках.

Когда пришла пора писать, у нас уже был тематический план, составленный на основе указателей. Мы заранее знали количество и содержание статей. Иными словами, наши указатели были перестроены таким образом, чтобы насытить нужной информацией каждую отдельную статью серии.

Написать статью никогда не бывает легко. Но было бы во стократ труднее, если бы результаты нашего восьмимесячного расследования предстали в виде бумажных завалов на наших столах и напичканных документами папок в выдвижных ящиках без дорожной карты, которая выводила бы нас к нужным материалам. Чтобы наладить такую систему организации данных, потребовалось немало времени, но в итоге она помогла нам сэкономить гораздо больше рабочих часов. Кроме того, у нас осталось чувство, что мы не пропустили ни одного факта и ни одного вывода, которые заслуживали опубликования.

^ Джо РИГЕРТ,
журналист, имеющий большой опыт проведения расследований

Автор был президентом Содружества журналистов и издателей, занимающихся расследованиями


35-uchastie-emitenta-v-promishlennih-bankovskih-i-finansovih-gruppah-holdingah-koncernah-i-associaciyah.html
352-planirovanie-dohodov-i-zatrat-planirovanie-kak-instrument-prinyatiya-reshenij-2-prognozirovanie-kak-osnova.html
35lingvisticheskie-i-psihologicheskie-trudnosti-vospriyatiya-rechi-na-sluh.html
36-dochernie-i-zavisimie-hozyajstvennie-obshestva-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-emitenta-emissionnih-cennih-bumag.html
36-mifologiya-actekov-bernard-verber-tanatonavti.html
36-plan-vneseniya-organicheskih-i-mineralnih-udobrenij-plan-razmesheniya-udobrenij-po-sposobu-vneseniya-15-plan.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sudebnaya-medicina.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-professionalno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-problemi-obucheniya-i-razvitiya-i-problemi-razvivayushego-obucheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-resursi-internet.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simvoli-i-chisla-knigi-peremen-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/30-yanvarya-2007-g-n-51-pp.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurse-nauchnih-talantov-na-temu-novacii-monetarnogo-regulirovaniya-i-ih-vliyanie-na-stabilnoe-razvitie-finansovih-rinkov.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-14.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-napravlenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tradicionnoe-hozyajstvo-chuvashii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-ellipsometriya-otrazhennogo-sveta-po-discipline-obrazovatelno-professionalnoj-programme-podgotovki-magistrov-po-specializacii-090102-02-fizicheskoe-materialovedenie-dlya-elektroniki-i-gelioenergetiki.html
  • books.bystrickaya.ru/berenson-senda.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-snizhenie-energeticheskogo-urovnya-danilin-a-danilina-i-d17-kak-spasti-detej-ot-narkotikov-vrachi-preduprezhdayut.html
  • university.bystrickaya.ru/evgeniya-krimskaya-opublikovano-otdel-kadrov-5-2006-zdravstvuj-potrebnost-v-obuchenii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-istoriya-sbornik-analiticheskih-materialov-edinij-gosudarstvennij-ekzamen-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/84-processi-diffuzii-i-osmosa-ih-rol-v-kletochnih-membranah-v-m-titov-institut-gidrodinamiki-im-m-a-lavrenteva.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-o-sushestvovanii-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-dialogov-mezhdu-ogromnim-kolichestvom-mudrecov-sobravshihsya.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-oformlenie-nauchnih-rabot-uchebno-metodicheskoe-posobie-nizhnij-novgorod-2010-udk-338-24075-8-bbk-65-290-2ya73.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slovar-terminov-prajm-evroznak.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-seminarskim-zanyatiyam-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rinok-cnnih-paperv-chast-12.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-01-psihologiya-eksperimentalnaya-psihologiya-celi-i-zadachi-disciplini-cel.html
  • shkola.bystrickaya.ru/partii-i-partijnie-sistemi-v-rossijskoj-istorii-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-socialnaya-podderzhka-naseleniya-koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na-2009-god-i-na.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhenedelnij-otchet-vladimirskogo-gosudarstvennogo-universiteta-po-pnpo-30-06-2008-06-07-2008-organizacionnie-meropriyatiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/intimnaya-hirurgiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/koncepciya-nacionalnoj-obrazovatelnoj-politiki-rossijskoj-federacii-odobrena-konferenciya-stavit-pered-soboj-konkretnie-celi-i-zadachi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovet-po-pravam-cheloveka-ekspertnij-mehanizm-po-pravam-korennih-narodov-tretya-sessiya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-otchet-ob-eksperimentalno-klinicheskom-izuchenii-bezopasnosti-i-biologicheskoj-aktivnosti-biologicheski-aktivnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/normi-rashoda-materialov-70-i-eshe-5-let-v-stroyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/doktor-zhivago-stranica-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya--konechnie-avtomati-populyarizatorskie-raboti-po-russkoj-logike-predstavleni-na-sajte.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nds-kak-osnova-formirovaniya-byudzheta-chast-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/pesn-dvadcat-sedmaya-dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-souchastiya-po-ugolovnomu-pravu-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.