.RU

1. Вчем смысл понятия «финансовая стабилизация» 2 - страница 2



Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования или либерализации цен.

Реформа цен в России являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако была не достаточно обдуманна, и поэтому процесс в значительной степени вышел из под контроля. Сначала планировалось постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы.

В результате в 1991 г. Розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. В итоге - разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромная денежная масса.

Реализация данной политики осложнилась политическим кризисом 1991 г., который привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Но, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.

Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальные рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу. (табл.1).

Табл.1.

^ Страна, год

Рост цен, %

Россия (1992)

2501

Болгария (1991)

457

Чехословакия (1991)

54

Венгрия (1991)

33

Польша (1990)

249

Румыния (1991)

252

В то время как цены возросли, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

В процессе либерализации цен резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при неблагоприятных обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет "бегство капитала", приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Все это можно увидеть при рассмотрении развития инфляции в России.

1990 год - последний год умеренных темпов инфляции. Годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5% (см. табл. 1).

1992 год – Правительство начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Но под угрозой платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок, и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца по причине роста невозвращенных кредитов.

Летом 1994 г. рост цен оказался ниже запланированного (4-5% в месяц при запланированных 15%), что привело к снижению поступлений в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.

1995 год - повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994 и 130% - в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. В течение девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялось последовательное снижение их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую, что привело к росту цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%1.

В прошлом году темпы инфляции превысили правительственный прогноз (20,2% против 18%). Денежная масса выросла очень существенно - по оценке Минэкономразвития на 50,8%. Кроме того, появились "подводные камни", способные создать инфляционные проблемы в будущем году. Это опережающий рост цен в промышленности (32%), строительстве (34%), а также на топливо (37%), электроэнергию (40%), внутренние железнодорожные перевозки (55%). Реальные доходы населения, на которых основан растущий потребительский спрос, составляют всего 4/5 от уровня 1997 года. Ограниченная емкость потребительского рынка - одна из главных угроз росту экономики в наступившем году. По мнению некоторых экспертов, в 2001 году удержать общий уровень инфляции в рамках, заявленных правительством (12 - 14%), не позволит целый ряд факторов: инфляция в промышленности, строительстве, энергетике и на транспорте, практически не повлиявшая на потребительские цены в 2000 году; продолжающийся приток "живых" денег в экономику; недостаточность инструментов по их "связыванию"; наконец, социальные обязательства. Уже инфляции дан мощный толчок - это подорожание перевозок в системе МПС на 30% и увеличение тарифа на прокачку нефти на 32,5%. Этот всплеск уже к концу весны может сказаться на потребительских ценах.

^ 4. Инвестиции, какие проблемы для России в этой области известны?

Инвестиционные ресурсы – это ценности, вкладываемые в те или иные проекты с целью прироста богатства в том или ином виде, начиная от материально-вещественного и кончая денежным. Виды богатства соответствуют видам инвестиционных ресурсов, которые делятся на:

^ Реальные инвестиционные ресурсы - это все виды природных, трудовых, материально-вещественных (здания, сооружения, машины и оборудование, средства связи, транспортные средства и т. д.), информационных (от НИОКР до образованности общества и любой накопленной информации на любых носителях) ресурсов.

Денежные, в т. ч. финансовые ресурсы – это все денежные средства, напрвляемые в качестве инвестиций или могущие быть инвестированными при определенных условиях.

Денежные средства превращаются в финансовые ресурсы в случае их структурирования в фонды целевого назначения, предназначенные для инвестирования в том или ином виде.

Инвестиции – это долгосрочное вложение реальных и финансовых ресурсов в проекты, осуществление которых приводит к приросту реального богатства в материально-вещественной и информационной форме, сопровождаемому приростом денежного (финансового) богатства или только к приросту последнего (за счет перераспределения денежных средств в обществе, когда одни обогащаются на потерях других).

Инвестиции делятся на реальные (направляемые на прирост реального богатства и следующий за этим прирост денежного капитала) и на финансовые. А по срокам – на быстро окупаемые, среднесрочно окупаемые, длительно окупаемые.

Реальные и финансовые инвестиции – это вложения ресурсов в простое и расширенное воспроизводство основных производственных фондов, а т.ж. все виды вложений в капитальные ценности производительной деятельности сферы нематериального производства.

Реальные инвестиции связаны пропорцией деления национального дохода на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления по стоимости (денежный и финансовый ресурс) и потребительной стоимости (соответствующие реальные инвестиционные ресурсы) служит источником инвестиций, которые называются чистыми.

Другой источник – амортизационный фонд, который по стоимости является финансовым ресурсом (целевым фондом денежных средств), а по потребительской стоимости ему соответствует часть реального совокупного продукта, соотнесенная с перенесенной стоимостью основных производственных фондов (реального основного капитала) в составе стоимости совокупного общественного продукта.

Суммарные инвестиции за счет национального дохода и амортизационного фонда образуют валовые инвестиции.

За последние годы российская экономика стала более цивилизованной. Появились свободные цены, единый валютный курс, стала преобладать негосударственная собственность, произошла либерализация внешнеэкономических связей. В финансово – кредитной сфере создана двухуровневая банковская система с большой сетью коммерческих банков; формируется рабочая налоговая система; развивается рынок страховых услуг; появились новые финансовые инструменты (ценные бумаги, вексельное обращение и др.). Но не все хорошо – одновременная либерализация всех цен при монополизированном народном хозяйстве, отсутствие реальной конкуренции на начальном этапе реформ, быстрая приватизация государственной собственности, рост внутреннего и внешнего долга за счет большого выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), отклонение в сторону финансовых методов реформирования экономики в ущерб развития реального сектора. Все это привело к негативным перспективам развития экономики и особенно ее инвестиционной составляющей.

В годы реформ произошло падение объемов производства и затихание инвестиционной активности. ВВП ежегодно сокращался следующим образом (в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году, в %): 1992 г.-85,5; 1993 г.-91,3; 1994 г.-87,3; 1995 г.-95,9; 1996 г.-96,5; 1997 г.-100,82. Но нельзя рассматривать 1997 г. как переломный, т. к. :

  1. незначительный подъем ВВП наметился после сильного его падения, что тонет в очень сильном снижении объемов производства (за 5 лет они снизились примерно на 1/2);

  2. данные о подъеме ВВП на 0,8 находятся на уровне погрешности статистического учета;

  3. нормальный экономический рост должен начинаться с привлечения инвестиций в реальную экономику. А этого не произошло, и проблема еще более обострилась.

С 1992 г. началось обвальное сокращение инвестиций. Рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал в % к предыдущему году:1992 г.-60; 1993 г.-88; 1994 г.-76; 1995 г.-90; 1996 г.-94; 1997 г.-95.3 Так же сильно падает и ввод в действие основных фондов (в % к предыдущему году):1992 г.-59, 1993 г.-86, 1994 г.-73, 1995 г.-95, 1996 г.-94, 1997 г.-953.

Макроэкономическую ситуацию на российском рынке ухудшил финансовый кризис августа 1998г., который обострил следующие проблемы: неплатежи, плохая собираемость налогов, обслуживание огромных внутреннего и внешнего долга, ухудшение финансового положения предприятий и нехватка их собственных инвестиционных средств, отмена централизованной инвестиционной бюджетной поддержки. А кроме этого – международный финансовый кризис, недоверие инвесторов к проводившейся в России экономической политики, падение мировых цен на энергоносители, дефолт внутреннего и внешнего государственного долга, девальвация рубля, снижение ликвидности банковской системы, увеличение темпов инфляции. Что и отразилось в дальнейшем падении объемов производства и инвестиций в основной капитал.

Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики создали себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.

Вообще же, капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь - ради получения прибыли. И пока у нас неуравновешенная экономика, неясная политическая ситуация и несовершенное законодательство, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

Михаил Касьянов считает, что: «Хотя правительство и подвергается критике, оно считает минувший год в целом успешным - прежде всего потому, что ему удалось переломить ситуацию в законотворчестве и перейти от слов к делу, в результате чего были приняты или подготовлены к обсуждению базисные правовые акты, на которые в дальнейшем правительство сможет опираться при продолжении реформ». От так же заявил, что одной из главных задач его кабинета в 2001 году будет улучшение инвестиционного климата. Для правительства крайне важно восстановить доверие к его политике - как у российской деловой элиты, так и у представителей зарубежного бизнеса, готовых вкладывать деньги в России, но опасающихся за судьбу своих вложений.

Российский рынок относится к числу развивающихся рынков, для которых, как правило, характерны повышенные инвестиционные риски. По мере того как рынки структурируются и на них определяются правила игры, приток капиталов усиливается. Во многом этому способствуют правительства, стремящиеся создать для инвесторов условия наибольшего благоприятствования. Наш отечественный рынок по уровню инвестиционных рисков уступает разве что странам, вовлеченным в вооруженные конфликты. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, весь прошлый год правительству приходилось прилагать огромные усилия, чтобы изменить представление о России. А между тем страна остро нуждается в притоке свежих капиталов. Чтобы произвести реструктуризацию промышленности, реформировать естественные монополии и обеспечить обновление основных фондов, России требуется как минимум 15-20 млрд. долларов ежегодно. Из бюджета государство может позволить себе профинансировать не более 4-5% этой суммы. По данным Интерфакс-АФИ, за 9 месяцев прошлого года общий объем иностранных вложений в России составил 7 млрд. 888 млн. долл., из которых на прямые инвестиции пришлось 3 млрд. 154 млн. долл., на портфельные - 59 млн. долл.. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 22% - это результат совместных усилий правительства и деловых кругов. Как заявил Герман Греф, одним из приоритетов в деятельности кабинета на ближайший период станет укрепление мер по защите прав инвесторов.

Но до тех пор, пока не активизируются отечественные инвесторы, иностранный капитал, особенно крупный, в Россию не пойдет. А внутри страны все опять упирается в инвестиционные риски. Чтобы разорвать этот круг, президент Путин провел в январе встречу с представителями российской деловой элиты. Он, в частности, предложил обсудить пакет законопроектов, направленных на дебюрократизацию экономики, о снижении активности проверочной деятельности, упрощении регистрации предприятий, упрощении лицензирования и улучшении инвестиционных условий. Обсуждались также законопроекты по совершенствованию валютного законодательства. Как отметил Путин: «Потенциальным инвесторам должны быть предоставлены возможности не только свободно ввозить деньги в Россию, но и распоряжаться ими».

Экономическое оживление, зафиксированное Госкомстатом по итогам прошлого года, привело к увеличению вложений в основной капитал - по сравнению с прошлым годом они возросли на 17% и составили 1 трлн. 171,5 млрд. руб. Но для обеспечения устойчивого расширенного воспроизводства этого недостаточно. По мнению деловых кругов, лучшим индикатором установления взаимного доверия между крупным бизнесом и властями станет сокращение, а то и вовсе прекращение оттока капитала из России. Если этого удастся достичь, то вопрос с инвестициями внутри страны можно считать практически решенным.

Большие надежды возлагаются также на банковскую реформу. По данным Банка России, ряд коммерческих банков располагает свободными ресурсами, однако краткосрочные операции на финансовых рынках остаются для них более привлекательными, чем долгосрочные вложения в проекты производственного сектора. Поэтому можно ожидать, что ЦБ в скором времени пересмотрит банковские нормативы, с тем, чтобы стимулировать развитие инвестиционной политики в банковском секторе.

13 февраля 2001г. в Берлине состоялось пленарное заседание российско-германского консультативного совета. В нем принимал участие министр экономического развития и торговли России Герман ГРЕФ. Главная тема, обсуждаемая на заседании - какие инвестиционные проекты в России могут заинтересовать немецких инвесторов, механизм обмена долговых обязательств России и Советского Союза на участие немецких фирм в подобных проектах. Вот что сказал по этому поводу Клаус МАНГОЛЬД, председатель Германского восточного комитета: «Торговый оборот между нашими странами достиг за последний год рекордного уровня в 40 миллиардов марок и продолжает расти. А сейчас по 17 обсуждаемым инвестиционным проектам мы достигли абсолютно выдающегося прогресса, и поэтому я оптимистично смотрю на дальнейшее развитие экономических отношений и считаю, что в настоящее время на российском рынке имеется гораздо больше шансов, чем риска».

На заседании правительства 1.02.2001 была одобрена концепция законопроекта об инвестиционной деятельности. Изложенные в ней подходы позволят значительно сократить число согласующих инстанций и сроки подготовки инвестиционных проектов. Меньше денег придется затрачивать инвестору на приобретение разрешительной документации. Очевидно, в мае необходимый инвесторам закон будет внесен в Думу.

Выступавший с докладом Герман Греф сказал, что без модернизации производства не будет устойчивого подъема экономики. А на модернизацию необходимы колоссальные средства. По данным Минэкономразвития, в течение ближайших 15 лет необходимо ежегодно привлекать в реальный сектор не менее 3 трлн руб. инвестиций.

Нынешний порядок осуществления инвестиционных проектов сложился тогда, когда в России не было рынка недвижимости. Реализация инвестиционного проекта происходит сейчас в последовательности "сначала строительство - потом права на землю". Это противоречит мировой практике, где инвестор изначально обеспечен гарантиями на землю. На заседании правительства Греф привел пример, когда одной из компаний для начала строительства пришлось собрать свыше 1000 подписей чиновников. На протяжении всего инвестиционно - строительного цикла "средний" инвестор вынужден делать 70 только официальных выплат. В приватном порядке иностранные компании делились информацией с разработчиками новой инвестиционной концепции об общих размерах платежей и поборов: они составляют 10-15% от сметной стоимости проекта.

Одобренная концепция призвана на законодательном уровне устранить все барьеры и открыть пути для инвестиций. Концепция исходит из того, что инвестор избавляется от необходимости участвовать на этапе подготовки работ по формированию земельного участка и пакета разрешительной документации. Эту работу заранее будут проделывать государственные ведомства. Инвестор подключается только на стадии проведения торгов по продаже земельного участка. Второй вариант - предоставление прав аренды с полным пакетом уже готовой разрешительной документации. Если инвестора не устраивает такой порядок оформления прав на земельный участок, он может пойти другим путем. Инвестор обращается в земельный орган области, края или республики и просит сформировать документацию на интересующий его участок. Точно так же он просит госорган, ответственный за инфраструктуру, предоставить технические условия, а организацию архитектуры - градостроительные регламенты разрешенного использования земельного участка. Принцип "одного окна" реализуется также и при проведении экспертизы проектной документации и оформления разрешения на строительство. Таким окном правительство собирается сделать Госстрой и его организации на местах.

Мною уже не раз было отмечено, что без привлечения инвестиций как иностранных, так и внутрероссийских, экономического роста и подъема производства не будет. Я считаю, что нынешнее правительство, судя по последним действиям, пытается улучшить условия для инвесторов на российском рынке. Примерами этому могут служить и одобрение законопроекта об инвестиционной деятельности, и программа дебюрократизации экономики.



  1. ^ Уровень основных макроэкономических показателей России за последние месяцы, годы. Их значение с точки зрения финансовой стабилизации.

Спад в экономике, последовавший за августовским кризисом 1998 г., благодаря действиям правительства Примакова был преодолен. Со второго квартала 1999 г. начался рост производства, а к концу 1999 г. цены стабилизировались, ставки процента по ссудам и особенно по депозитам существенно снизились, возросла ликвидность банковской системы, возобновился рост вкладов, стала сокращаться задолженность предприятий по заработной плате и перед бюджетом. В сфере валютных отношений наметились тенденции к дедолларизации активов и пассивов банков, укреплению национальной валюты, плавной динамике курса рубля к доллару. В целом итоги 1999 г. оказались более благоприятными, чем самые оптимистические прогнозы, делавшиеся как в конце 1998 г., так и в начале истекшего года. Рост экономики продолжался и в первом квартале 2000 г. 

Снижение процента (достигнутое в российской экономике в результате резкого сокращения правительственных заимствований) оказало воздействие на все сегменты экономики, создало целый спектр эффектов. Прежде всего снижение процента способствовало росту инвестиций, причем не столько за счет заемного капитала, сколько за счет собственных средств предприятий, потому что при низком проценте более широкий круг инвестиционных проектов рассматривается фирмами как оправдывающий предполагаемые вложения капитала. (Напротив, высокий процент не только ограничивает круг инвестиционных проектов проектами исключительно прибыльными, не только препятствует притоку в реальный сектор заемного капитала, но может привести к отвлечению даже собственных инвестиционных ресурсов предприятий на спекулятивные рынки.) Сжатие фондового рынка и снижение ставки процента послужили предпосылкой для расширения инвестиций за счет собственных средств, но в силу ряда причин не привели к широкому привлечению в реальный сектор заемного капитала.

В российской экономике в 1999 г. и в первые месяцы 2000 г. наблюдался рост ВВП как в реальном, так и в номинальном выражении, следовательно, рос спрос на деньги для обслуживания текущих платежей. В то же время снижение ставки процента, достигнутое после преодоления острого пика кризиса 1998 г., в дальнейшем остановилось и процент по кредитам предприятиям стабилизировался на умеренно-высоком уровне (11—12% по кредитам в долларах). В целом динамика процента в течение 1999 г. мало способствовала росту спроса на деньги. Реальные денежные остатки населения стабилизировались на весьма низком уровне, следовательно, реальный спрос населения на деньги в течение 1999 г. практически не вырос. Однако, поскольку экономика до кризиса и особенно после кризиса 1998 г. была слабо насыщена деньгами, она оказалась способна воспринять рост денежной массы, опережающий рост цен.

Нужно иметь в виду, что в нашей современной экономике условием стабильности цен производителей является контроль над ценами на первичное сырье, топливо, энергию, услуги транспорта. Рост цен на топливо и энергию может вызвать общий рост издержек в реальном секторе, снижение прибыли, повышение цен и падение производства. Поэтому намечаемое повышение цен на электроэнергию является крайне опасным шагом, который может дестабилизировать ситуацию и повернуть вспять начавшееся восстановление экономики.

Условием стабильности потребительских цен в современной российской экономике является устойчивость валютного курса. Динамику валютного курса удалось нормализовать главным образом благодаря чрезвычайно высокому активному сальдо торгового баланса и широкому притоку в страну иностранной валюты. При этом стабилизация реального курса рубля не вызвала проблем у экспортеров благодаря высоким ценам на мировых рынках сырья и топлива.

Активное сальдо внешней торговли (чистый экспорт) составляло в 1996 г. 5,5% ВВП, в 1997 — 3,8%, в 1998 — 7,5%, в 1999 — 16,3% ВВП. В кризисном 1998 г. валовое накопление основного капитала составляло 17,5% ВВП и в 2,3 раза превышало чистый экспорт. В благополучном 1999 г. чистый экспорт превысил объем валового накопления основного капитала (14,8% ВВП). Сведение чистого экспорта к минимуму позволило бы удвоить инвестиции в реальный сектор. Непомерный чистый экспорт фактически не оставляет ресурсов для экономического роста, основанного на накоплении и обновлении основного капитала, т.е.  для роста на сколько-нибудь длительном отрезке времени. В структуре использования ВВП в 1999 г. снизилась как доля потребления, так и доля накопления, потому что резко возросла доля чистого экспорта. Такова плата за относительную устойчивость рубля в условиях его свободной конвертируемости и плавающего курса.

Экономический рост в 1999 г. достигался фактически без расширения основного капитала, т.е.  за счет использования имеющегося в основном устаревшего оборудования, при почти полном отсутствии внешнего финансирования реального сектора: за счет кредитов и размещения ценных бумаг финансировалось всего 6% инвестиций. Дальнейший рост возможен лишь при условии крупных инвестиций как за счет собственных средств предприятий, так и за счет долгосрочного кредита и государственных вложений. Для этого необходимы усиление кредитной активности банков, сдерживание (а не форсирование) роста спекулятивных рынков, сокращение чистого экспорта, достаточно жесткий государственный контроль над внешней торговлей и валютными отношениями. Обслуживание внешнего долга вполне возможно за счет дедолларизации денежного обращения и сбережений, возвращения в страну незаконно вывезенных капиталов.

Для российской экономики минувший год оказался на редкость удачным, ибо его итогом стало то, что сейчас принято называть экономической – да и не только экономической – стабилизацией. Экономический рост в прошедшем году превысил 7%, что можно расценивать не иначе, как чудо. Хотя необходимо заметить, что несмотря на достигнутые успехи, Россия, к сожалению, за этот год реализовала отнюдь не все имеющиеся у нее возможности.

Накануне наступления 2000 года Борис Ельцин ушел в отставку. Всю ценность этого можно было наблюдать по молниеносной реакции российского фондового рынка – наиболее чуткого индикатора перемен настроений как в экономической, так и в других сферах жизни страны. Акции российских компаний в один момент взлетели до таких высот, достижения которых при ином стечении обстоятельств не мог прогнозировать ни один аналитик. Ситуация продолжала свое позитивное развитие и в последующие дни: рынок по-настоящему ожил. Все это говорило об одном: инвесторы действительно поверили в возможность начала новой жизни и проголосовали за это собственным рублем или долларом.

Минувший год, с уверенностью можно сказать, стал подарком судьбы для России. Сложившаяся на мировом топливно-сырьевом рынке ситуация позволила на время забыть о таких проблемах, как обслуживание внешнего долга и поддержание курса рубля.

Мировое нефтяное ралли принесло России порядка $54 млрд. – именно в такую сумму оценивается положительное сальдо торгового баланса страны в 2000 году. Высокие цены на нефть обеспечили четкое выполнение бюджета и удержание валютного курса на вполне приемлемом, "социально-ориентированном" уровне, а главное, позволили осуществить плавное прохождение смены власти. Удалось относительно без проблем провести через парламент новый бюджет. Основной финансовый документ получился бездефицитным, что до последнего времени было не свойственно российским бюджетам.

Хорошим показателем сложившейся в прошедшем году стабилизации стала и ситуация вокруг валютного курса. Благодаря непрекращающемуся притоку экспортной выручки, Центробанку без особых проблем удалось удержать курс доллара ниже 28-рублевой отметки. К концу года золотовалютные резервы Центробанка достигли рекордной величины – $28,3 млрд. Такой объем средств в запасе ЦБ позволяет говорить о том, что главный банк страны располагает достаточными ресурсами, чтобы уберечь курс национальной валюты от резких рывков.

И тем не менее несмотря на крайне благоприятные внешние условия, ситуация не была использована в должной мере. Долгие споры вокруг экономической программы правительства привели к серьезной потере времени и упущению представившихся возможностей. Результатом стало отсутствие каких-либо реальных реформ, способствующих качественным изменениям в экономике и в первую очередь в производственной сфере. Единственной попыткой кардинального реформирования условий существования российской экономики можно было бы посчитать изменения в налоговой сфере. К сожалению, сокращение и "приведение к общему знаменателю" оборотных налогов, а также замена прогрессивной шкалы подоходного налога плоской шкалой отнюдь не являются достаточными условиями для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки большинство отраслей экономики.

Крайне неблагоприятная ситуация сложилась к концу года вокруг ситуации с внешними долгами. Надежды правительства на возможность достижения договоренности с Парижским клубом и МВФ не оправдались. В результате это выльется в значительные дополнительные расходы в наступающем году.

В 2000 году российский ВВП вырос на 7.6%, промышленное производство - на 9.2%, второй год подряд росло сельское хозяйство, а инвестиции увеличились сразу на 17.2%. Неплановые доходы бюджета превысили 300 миллиардов рублей, и Россия могла расплачиваться с кредиторами без займов у МВФ.

Плодами экономического бума смогли воспользоваться простые граждане. Задолженность по зарплате снизилась до самого низкого за последние пять лет уровня. Реальные доходы выросли почти на 10%, реальные пенсии - на 30%. Численность безработных уменьшилась за год на 2 миллиона человек…


52-tehnicheskoe-predlozhenie-na-vipolnenie-rabot-i-postavku-produkcii-forma-2-1-obshie-polozheniya.html
521-sredstva-fizicheskogo-vospitaniya-v-i-ilinicha-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
522-literaturnoe-chtenie-uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
522ohrannie-i-antiterroristicheskie-meropriyatiya-predislovie.html
524-osobennosti-psihofiziologicheskogo-sostoyaniya-i-povedencheskih-reakcij-voennosluzhashih-nahodyashihsya-na-stacionarnom-lechenii-po-povodu-boevih-ranenij.html
52uglublenie-rinochnih-i-drugih-institucionalnih-preobrazovanij-v-ekonomike-nacionalnaya-strategiya-ustojchivogo.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchyonoj-stepeni-stranica-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-15.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specialnaya-literatura-die-fachliteratur-makkenzen-l-m15-nemeckij-yazik-universalnij-spravochnikper-s-nemeckogo-e-zaharova.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-klarka-o-radikalnih-ideyah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/na-chem-derzhitsya-vlast.html
  • spur.bystrickaya.ru/lichnost-i-iskusstvennij-intellekt-tendencii-21-veka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-imitaciya-i-interdikciya-s-v-mohov-aprel-maj-2000-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/kliniko-mikrobiologicheskaya-ocenka-effektivnosti-primeneniya-topicheskoj-fagoterapii-v-kompleksnom-lechenii-vospalitelnih-zabolevanij-parodonta-14-01-14-stomatologiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-filosofskih-rabot-i-lekcij-gejdara-dzhemalya-volya-k-nebivshemu-intervyu-stranica-11.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pri-zhizni-n-f-fedorova-ego-idei-rasprostranyalis-preimushestvenno-cherez-ustnie-besedi-i-rukopisnie-kopii-otdelnih-ego-rabot-tolko-nemnogie-i-to-otnositel-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-sledyashimi-elektroprivodami-lekciya-yakovenko-p-g-optimalnoe-upravlene-linejnimi-i-nelinejnimi-sistemami.html
  • occupation.bystrickaya.ru/morfologiya-cheloveka-i-zhivotnih-bibliograficheskij-ukazatel-postuplenij-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2004-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-a-butakova-vtechenie-vsej-zhizni-mi-priobretaem-mnogo-razlichnih-navikov-naprimer-uchimsya-vyazat-vodit-mashinu-eti-naviki-schitayutsya-ochen-vazhnimi-no-ni-odin-iz-nih-ne-pozvolit-prozhit-nam-dolshe-ikogda-chelovek.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezhim-lagerya-nyurnbergskij-process.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-problemnogo-uroka-konceptualnaya-cel-prepodavaniya-literaturi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-normativno-pravovoe-obespechenie-zashiti-prav-i-interesov-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/optimizaciya-sistem-teplosnabzheniya-mnogoetazhnih-zdanij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-sovremennoe-ispolzovanie-i-arhitekturno-planirovochnaya-organizaciya-territorii-7-stranica-6.html
  • control.bystrickaya.ru/biologicheskij-fakultet-materiali-vi-ii-nauchnoj-konferencii-studentov-i-aspirantov-aprel-2010-goda-g-tver-tver-2010-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-izucheniyu-inostrannogo-yazika-anglijskij-chast-6.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskoj-intellektualno-tvorcheskij-turnir-otkritie-2011-2012-uch-goda-dlya-uchashihsya-3-i-4-h-klassov-zadaniya-zaochnogo-tura-alfa.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-kursu-finansovij-menedzhment-podgotovleno-kandidatom-ekonomicheskih-nauk-docentom-bondarchuk-natalej-vitalevnoj-tema-teoreticheskie-osnovi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-2009-v-n-markin-l-d-ratkovich-s-a-sokolova-obosnovanie-vodohozyajstvennih-meropriyatij-v-bassejne-reki-uchebnoe-posobie-stranica-17.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-globalnaya-set-kompyuterov-mnozhestvo-vzaimosvyazannih-kompyuternih-setej-kotorie-obespechivayut-udalennij-dostup-k-kompyuteram-elektronnoj-pochte-doskam-obyavlenij-bazam-dannih-i-diskussionnim-gruppam.html
  • education.bystrickaya.ru/1-pod-politikoj-cen-1-etimologiya-termina-marketing.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-obucheniya-gramote-1-klass-umk-perspektiva-tema-myagkij-znak-pokazatel-myagkosti-soglasnogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ob-organizacii-raboti-po-sozdaniyu-bezopasnih-uslovij-truda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-p-ilyushenko-istoriya-deloproizvodstva-v-dorevolyucionnoj-rossii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1152-resurs-bez-obshego-zaglaviya-rekomendovano-gruppoj-po-peresmotru-isbd-odobreno-postoyannim-komitetom-sekcii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bd-viniti-geologiya-2010-02-geologiya-i-neftegazonosnost-morej-i-okeanov-annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-oborona-kak-sistema-obshegosudarstvennih-mer-po-zashite-naseleniya-ot-opasnostej-voznikayushih-pri-vedenii-voennih-dejstvij-ili-vsledstvie-etih-dejstv.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-08-sd-f-08-biomehanika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-050720-fizicheskaya-kultura.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-sovremennih-tehnologij-brendinga-v-toplivno-energeticheskom-komplekse.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-referata-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-i-kursa.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-analiticheskih-resursov-po-reforme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rf-stranica-11.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.