.RU

Домострой(Солянка нескольких источников) - часть 2

Высокий для своего времени уровень технологии обработки металлов и других материалов определенно являлся частью повседневного быта. "Когда закончится пир, всю посуду серебряную и оловянную собрать... " (гл.17) "Ведра и квашни, и корыта, и сита, и решета, и горшки, и корчаги..." (гл.42). Умение работать с тканью, вышивать, шить было естественным занятием в быту каждой семьи "рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками... (для чего) отмерить пряжи и шелка, золотой и серебряной ткани, и тафты, и камки" (гл.33). Понятно, что в XVI веке ремесленному производству было еще далеко до узкой специализации нынешнего века, а значит необходимо, чтобы "для любого рукоделья... всякое орудие на подворье в порядке было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное... поварские принадлежности, хлебопекарные и пивоваренные: и медное, и оловянное, и железное и деревянное, и сосуд серебряный - какое найдется" (гл.36), а когда дома сделать дороже, чем купить - идти на рынок. "на рынке всегда присматривать всякий запас к домашнему обиходу: или хлебное всякое жито и любое зерно, хмель и масло, и мясное, и рыбное, свежее и солонину или товар какой привозной, и леса запас, всякий товар, что со всех сторон идет...(гл. 43) и бочки, и мерники, и котлы, и дубовые клепки, и лубье, и липовые доски, и дранка, и желоба, если уж им привоз зимой на возах, а летом на плотах и лодках" (гл. 44). А когда и свой товар предложить: "Если же сделают больше потребного - полотен, холстов и тканей, скатертей, полотенец, простыней или иного чего, - то продаст" (гл. 34) Выгодно произвести обмен, умно торговаться, что оптом брать, что в розницу - все представляется немаловажным, заслуживающим внимания: "А бобра у купца купи целиком, или белки, или песца да и сшить отдай" (гл. 44). А если менять или покупать невыгодно, то "у хозяина впрок припасено все: и рожь, и пшеница, и овес, и греча, и толокно, и ячмень, и солод, горох, конопля..." (гл. 54) При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого участия женщины, тем более в организации питания "Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой... как челядь кормить в какой день: в мясоед - хлеб решетный, щи... да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крутая с салом, и мясо... к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни... с вареньем, когда и горох, а когда и сущик... когда печеная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья... По воскресеньям и праздникам к обеду пироги... густые каши или овощи, или селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет" (гл.18)

Тогда и дом "будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства" (гл. 23).

(...) Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им. Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, наставления его исполнять. Должно его приглашать к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления его с любовью принимать, бить челом перед ним низко. К нему приходите, дары ему давайте от своих трудов по силе, спрашивайте его ежедневно. Если духовный будет за кого-либо ходатайствовать, то ходатайство выслушать, виновного пожаловать, смотря по вине, рассмотрев дело с духовным отцом.

Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся

В таком замечательном памятнике нашей культуры, как “Домострой”, вы увидите рекомендацию: “сечь чадо, пока оно лежит поперек лавки, потому что когда оно будет лежать вдоль лавки, уже будет поздно”.имеется специальный раздел "Книги во весь год, что в столы еству подают. . . "

Домострой (XVI век)

Свод правил, которыми должен руководствоваться каждый гражданин. Составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного - попом Сильвестром.

Домострой отражает сугубо русскую пед. мысль, густо окрашенную в православные тона.

На первое место Сильвестр ставил задачу нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей.

На второе место выносил задачу обучения детей тому, что необходимо в "домашнем обиходе", и лишь на треть место-обучение грамоте, книжным наукам.

Домострой является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества. В этом произведении говориться о том, что:

Цитата из этого памятника красноречиво говорит о том идеале любви, который сложился в средневековом русском обществе и, соответственно, в древнерусской литературе: «Доброю женою блажен и муж, и число его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена — благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди». Причем при всей практической власти жена — в послушании, смирении, молчаливости, чистоте. Вот как все прекрасно и не просто в доме, где все, начиная с домашних богослужений и вплоть до рецептов чудодейственной редьки, совершается не торопясь, с молитвой и знанием дела.

Да и то правда: «...подобает дар Божий — любую еду и питье — похвалить, и с благодарностью есть, тогда и Бог благоуханье пище придаст, превратит ее в сладость».

Если жена порядка не знает, должен муж ее вразумлять наедине страхом (ах, если бы мужья не делали нам замечания при гостях!), а потом простить и нежно наставить и поучить, но... «при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и в согласии».

о необходимости телесных наказаний есть — из песни слова не выкинешь, — но по отношению к детям и слугам, да и то обязательно не сгоряча, вникнуть в тяжесть проступка, учесть искренность покаяния. К тому же «ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются».

.

Именно после Домостроя я стала более строго вести себя в церкви — не разговаривать, не оглядываться, приходить к началу, уходить лишь после окончания богослужения, осторожно принимать хлеб и вино во время причастия. И дело тут не в каких-то правилах, а в практической заботе о тех, кто рядом. Да и помнить: ты везде и всегда ходишь перед Богом, тем более в церкви.

.

А разве устарели советы о том, что прежде чем есть самим, надо покормить домашних животных? Они же вам покою не дадут! «А завтракать мужу и жене врозь не годится, разве уж если кто болен; есть же и пить всегда в одно время».

?

«А у жены решительно никогда и никоим образом хмельного питья бы ни было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений». «Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронков еды и пития втайне от мужа своего не держать».


gosudarstvennie-rashodi.html
gosudarstvennie-standarti-primenyaemie-v-kachestve-rekomenduemih-ukazatel-normativnih-dokumentov-po-stroitelstvu.html
gosudarstvennie-zakazchiki-programmi-v-predelah-svoej-kompetencii-stranica-4.html
gosudarstvennij-bank-rossii-chast-4.html
gosudarstvennij-byudzhet-chast-2.html
gosudarstvennij-byudzhet-chast-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-origen-filosofiya-est-lyubov-k-mudrosti-bog-zhe-est-istinnaya-mudrost-posemu-istinnaya-filosofiya-est-lyubov-k-bogu.html
  • control.bystrickaya.ru/boris-aleksandrovich-ribakov-stranica-38.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-chelovecheskij-faktor-i-raspredelenie-rolej-mezhdu-klientom-i-konsultantom.html
  • lesson.bystrickaya.ru/soznanie-i-iskusstvennij-intellekt.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-ejnomiya-smertplanetchiki-strugackij-stazheri.html
  • tests.bystrickaya.ru/kprf-kak-centr-konsolidacii-oppozicionnih-sil-i-massovogo-protesta-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriterii-istini.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obucheniya-i-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-virazhennoj-umstvennoj-otstalostyu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-e-eremeeva-chast-1-ekonomicheskie-i-politicheskie-processi-v-sovremennom-obshestve-omsk-nou-vpo-omga-2011-stranica-16.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53-dinamika-etnicheskoj-identichnosti-uchebnoe-posobie-dopusheno-uchebno-metodicheskim-obedineniem-vuzov-rossii-po.html
  • composition.bystrickaya.ru/podgotovka-kadrov-visshej-kvalifikacii-dlya-modernizacii-i-innovacionno-tehnologicheskogo-razvitiya-malih-gorodov-severa-problemi-i-perspektivi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-zashita-prav-avtora-avtorskij-dogovor-ponyatie-i-vidi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovke-k-zachetu-ekzamenu-uchebno-metodicheskijj-kompleks-specialnost-021100-yurisprudenciya-moskva-2005g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-krizis-motiva-dostizhenij-pervaya-teoreticheskie-aspekti-odarennosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/my-idea-on-where-the-heck-life.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-22-metodi-ucheta-zatrat-i-kalkulirovaniya-sebestoimosti-po-obektam-ucheta-zatrat.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-preddiplomnoj-praktike-dlya-studentov-profilya-menedzhment-ispolnitelskih-iskusstv.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tradicionnaya-kultura-moskovskogo-gosudarstva.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mob-tel-38050360-5788-38067692-1038-stranica-13.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-npr-gou-vpo-samgtu-informacionno-kommunikacionnaya-kompetentnost-i-upravlenie-informaciej-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-osnovnie-tehniko-ekonomicheskie-pokazateli-poyasnitelnaya-zapiska-obosnovanie-proekta-generalnogo-plana-generalnij-direktor.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rastoropsha-kazyava-prigodna-dlya-suhoj-normalnoj-uvyadayushej-i-zhirnoj-poristoj-kozhi-okazivaet-osvezhayushee-ochishayushee.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/413-proverka-rabochej-tormoznoj-sistemi-organizaciya-i-planirovanie-rabochego-mesta-dlya-vipolneniya-to-2-i-tr-avtotransportnogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tarasov-v-iskusstvo-upravlencheskoj-borbi-tehnologii-perehvata-i-uderzhaniya-upravleniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-medicinskie-aspekti-problemi-li-kerroll-dzhen-touber.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-predpriyatiem-chast-11.html
  • lecture.bystrickaya.ru/71-resursi-i-statistika-otchet-vzaimnoj-ocenki-po-protivodejstviyu-otmivaniyu-deneg-i-finansirovaniyu-terrorizma-dekabr-2008-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-6-j-otdelnoj-morskoj-strelkovoj-brigadi-brigadi-morskoj-pehoti-kbf.html
  • letter.bystrickaya.ru/molodih-ispolnitelej-na-narodnih-instumentah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tarifa-za-taksite-koito-se-sbirat-ot-organite-na-drzhavniya-zdraven-kontrol-i-nacionalnite-centrove-po-problemite-na-obshestvenoto-zdrave-po-zakona-za-zdraveto-zagl-dop-dv-br-38-ot-2011-g-stranica-8.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-podarite-detyam-skazku-i-otkrojte-novij-mir.html
  • composition.bystrickaya.ru/onekotan-delaverskij-zaliv-peru.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-18-razvitie-zdravoohraneniya-respubliki-buryatiya-18-na-2009-2011-godi-i-na-period-do-2017-goda-18-neprogrammnaya-deyatelnost-26.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-po-istorii-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-1613-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-plan-nachalo-greko-persidskih-vojn-ionijskoe-vosstanie-pervoe-vtorzhenie-persov-v-greciyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.