.RU

Духовная культура Булгарского эмирата: литература, система образования, научные знания

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Камская государственная инженерноэкономическая академия

Кафедра "История"

Контрольная работа

по дисциплине "История Татарстана"

на тему: Духовная культура Булгарского эмирата: литература, система образования, научные знания

Выполнил: студент группы 4197с

заочного отделения

Невматуллина Р.С.

Проверил: к. п. н., старший преподаватель

кафедры "История"

Сайфуллин Р.Г.

Набережные Челны - 2008

Содержание

Введение

Глава I. Письменность, просвещение и литература

Глава II. Система образования и научные знания

Заключение

Список литературы

Введение

Последние два столетия Iтыс. н.э. в исторической науке справедливо рассматриваются как переломный этап в истории народов Восточной и Центральной Европы. В это время происходят существенные изменения в социально экономической и общественной жизни славянских, тюркских и финно-угорских народов, приведшие, в конечном итоге, возникновению раннефеодальных государств. На территории Восточной Европы это были Древняя Русь, Хазария и Волжская Булгария. На протяжении веков они тесно контактировали между сбой в области экономики и культуры, соперничали за расширение сферы влияния на соседние регионы. Это соперничество нередко приводила к серьезным военным столкновениям, которые завершались, как правило, заключением мирных договоров.

Практически с момента своего возникновения Булгар - так коротко называли страну и ее столицу современники - становится заметным явлением Средневековой цивилизации Евразии, объектом внимания арабо-персидских географов, русских летописцев, западноевропейских путешественников и торговцев. Это вполне объяснима: самая северная в тогдашнем мире мусульманская страна - факт сам по себе незаурядный - быстро завоевала себе славу могущественной торговой державы. И не только благодаря своему удачному геополитическому положению. Основу экономического могущества страны, способствовавшего активной и равноправной международной торговле, составили, в первую очередь, высокоразвитое сельское хозяйство (пашенное земледелие, скотоводство) и ремесленное производство. Их продукция была рассчитана как на удовлетворение внутренних потребностей страны, так и на экспорт.

Равноправные партнерские отношения в торговле, внешней политике, других областях международной деятельности возможны лишь тогда, когда страны, в них участвующие, обладают примерно одинаковым экономическим и духовным потенциалом, стоят примерно на одной ступени социально-экономического развития. Волжская Булгария по всем этим показателям практически не уступала своим партнерам - Хазарии, Древней Руси и древнерусским княжествам, странам Западной Европы и Ближнего Востока.

Предками современных татар, башкир, чувашей, марийцев, а также крымских татар, болгар, балкарцев являются булгары. Булгары - народ, основавший свое государство "Великая Булгария" во второй половине Vвека. Говорили на булгарском языке, относившемся к наиболее к ранней группе языков тюрков. Территория этой страны простиралась от Дуная до Урала.

Волжская Булгария занимает особое место в средневековой истории татарского народа. Она воспринимается современными (в первую очередь, средне-волжскими татарами) как государство, созданное одним из основных, если не сказать прямых, их предков. Многое связывает нас с булгарским периодом нашей многовековой истории. Именно в этот период завершился полный переход от кочевой жизни к оседлости, возникли стационарные поселения, в том числе и города, среди которых и Казань - столица республики Татарстан, которая отметила в 2005 году свой 1000летний юбилей. В 922 г., в период правления хана Алмуша сына Шилки, состоялась официальное принятие монотеистической религии - ислама, сыгравшего исключительную, безусловно прогрессивную роль в духовной и общественно - политическую роль в жизни булгар и их потомков. Всемирно известная поэма "Сказание о Юсуфе", написанная булгарским поэтом Кул Галли в начале ХIIIв., до сих пор пользуется широкой популярностью среди татарских читателей. Отсюда не трудно понять трепетное отношение татар ко всему, что связано с их булгарскими предками.

Великая Волжская Булгария была весьма развитым и могучим государством. Благодаря водным путям, булгары имели хорошие торговые отношения с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией, а также с Китаем, Хорезмом, Индий, Далмацией и Персией. В Х в., площадь столицы Волжской Булгарии - Биляра - была больше современных ему Парижа, Киева и Владимира, вместе взятых, а по уровню развития Биляр превосходил большинство средневековых столиц.

Глава I. Письменность, просвещение и литература

До принятия ислама и, соответственно, до перехода к арабской графике исторические предки булгар и они сами проделали длительный путь развития письменности. Начав с письма рисуночных знаков, они перешли к руническому шрифту древнетюркского типа, а от него к арабской графике. Перевод официальных документов со старых булгарских знаков "куниг" на арабское письмо был осуществлен в 40х - первой половине 80х годов IXв., когда булгары еще жили в Поднепровье. О широком распространении грамотности среди булгар свидетельствуют как письменные источники, так и вещественные.

Примечателен и такой факт: венгры считают, что история их письма началась с рунической письменности, которую они восприняли у дунайских болгар. Это лишний раз говорит о разработанности, системности письма, о более универсальном алфавите, то есть руническом алфавите. Руническая письменность до появления арабской графики распространилась довольно широко. И видимо, руническое письмо булгар было вытеснено в IX - Xвеках арабским письмом.

Высокий уровень развития литературы и науки в Волжской Булгарии на ходит яркое выражение в творчестве ученых, творивших в различных отраслях науки. Путешествовавшие из арабской Испании в Восточную Европу в XIIв.

В XIXIIвв. в Волжской Булгарии появляются первые ученые историки, которые обобщают "предания старины глубокой", пишут историю булгарского народа. Одним из них был Якуб ибн Нугман, написавший "Историю Булгара". Эту книгу упоминает в своем сочинении Абу Хамид алГарнати, который дает высокую оценку и приводит из нее отдельные отрывки. Булгары обладали сведениями и по истории других народов. В частности им было известно имя Александра (Искандера) Македонского.

В честь известного в то время знатока мусульманской юриспруденции Ходжи Ахмеда аль Булгари были написаны стихи на персидском языке, а в начале XIIIв. ученый Таджетдин ибн Юнус аль Булгари прославился своей книгой по фармакологии. В анналах истории зафиксированы также имена ученых Хасана аль Булгари, Ибрагима аль Булгари, Идриса аль Булгари и другие.

Булгарские хаттаты-каллиграфы, учащиеся медресе с любовью переписывали бессмертные творения титанов мировой поэзии, таких как Фирдауси, Низами, Омар Хайям. Народ Великого Булгарского государства дал из своей среды не только искусных ремесленников, трудолюбивых хлебопашцев, но и целую плеяду поэтов и писателей. На страницах многовековой истории булгаротатарского народа золотыми буквами написаны имена Сулеймана ибн Дауда Саксани - Сувари, Абуль Галя ибн альБулгари, Кутба, Махмуда ибн Гали ал-Б Булгари, Хуссама Катиба и других писателей.

Вершиной литературного творчества и в целом итогом развития духов ной культуры Волжской Булгарии стала поэма Кул Гали "Сказание о Юсуфе" (1223 г). Она увенчала эпоху наивысшего расцвета Булгарского государства, прерванную монгольским нашествием в1236 г. Поэма, основанная на известнейшем и часто трактуемом в восточной литературе библейском сюжете, была оригинально интерпретирована автором применительно к самобытным булгарским художественным традициям и написана на местном языке - булгарском тюрки. Поэма по общему признанию, проникнута гуманизмом.

Кул Гали был современником Низами, Руставели, автора "Слово о полку Игореве". Нет никаких свидетельств о том, что он знал что-либо о своих выдающихся современниках. Но знаменательно одно: его поэма "Сказание о Юсуфе", какими-то своими существенными мотивами созвучна тем идеалам, которые выражены в творениях Руставели и Низами.

"Легенда о дочери Шана" поэтический шедевр раннего средневековья, завершенный в 882 году. Но, пожалуй, самое удивительное, что местом рождения поэмы была не Мекка и не Багдад, ее автор – Микаиль Башту ибн Шамс Тебир, прозванный современниками Шамси Башту. В пещере мусульманского скита близ Киева он долгие годы записывал и поэтически обрабатывал предания древних булгар, населявших некогда берега Днепра, становясь не только поэтом, но и историком, летописцем, бытописателем своего народа.

Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана. Уже в Х в. булгарские богословы приступают к изучению хадисов - преданий об изречениях и делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их понимании писали Абул Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари и Сулейман ибн Дауд ас Саксини-Сувари богослов и писатель, выходец из г. Сувара, жившего в городе Саксине. Он написал на персидском языке труд дидактического характера под названием “Свет лучей правдивость тайн”, затем перевел его на арабский язык, назвав “Порадующий больных душ”. И наконец, “Цветок сада порадующий больных душ" это сокращенный вариант двух первых книг. Сулейман ибн Дауд ас Саксини-Сувари посвятил все свои сочинения своему учителю АбулАля Хамиду ал-Булгари, у которого учился в медресе. Последний был энциклопедически образованным ученым, широко известным на Востоке, в тонкостях разбирающимся в научной и богословской литературе мусульманского мира своего времени. Булгарские ученые и богословы были хорошо известны в Средней Азии, Хорасане. Некоторые из них жили и творили на Востоке, иногда занимая в тех странах религиозные и административные посты. Так, например, Ходжа Ахмед Булгари был учителем и шейхом знаменитого султана газневидского государства, куда входили территории современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии, Махмуда I Газневи (9671030).


iii-zdorove-doklad-ispolnyayushego-obyazannosti-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-privolzhskij-rajon.html
iiipodrobnaya-informaciya-ob-emitente-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-yuzhnaya-telekommunikacionnaya.html
iiosnovnie-polozheniya-dissertacii-vinosimie-na-zashitu-metodologiya-planirovaniya-ocenki-effektivnosti-i-rezultativnosti.html
iitrebovaniya-predyavlyaemie-k-poryadku-predostavleniya-gosudarstvennoj-uslugi.html
ikona-i-obraz.html
ikonopis-i-ee-osobennosti-ikonopisnie-shkoli-drevnej-rusi-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-kak-vam-pomozhet-raspisanie-kniga-vzyata-s-sajta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postatejnij-kommentarij-k-ugolovnomu-kodeksu-rossijskoj-federacii-stranica-18.html
  • college.bystrickaya.ru/3kotliutilizatori-dlya-parogazovih-ustanovok-oao-tkz-krasnij-kotelshik-kontaktnie-telefoni.html
  • turn.bystrickaya.ru/pesa-v-chetireh-dejstviyah-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/morskoj-luk-sakralnij-kalendar-druidov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shalom-znachit-zdravstvujte-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-5-uregulirovanie-sporov-i-konsultativnie-konvenciya-organizacii-obedinennih.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-25-ishodnie-dannie-dlya-postroeniya-sechenij-i-dkr-issledovanie-sredi-funkcionirovaniya-hozyajstv-kak-obektivnaya.html
  • school.bystrickaya.ru/diagnogstika-strategii-predpriyatiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-rukovodstvo-po-podboru-personala-na-postoyannuyu-rabotu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-2-formirovanie-obobshennih-predstavlenij-o-svojstvah-i-kachestvah-predmetov-ovladenie-dejstviyami-zamesheniya-i-modelirovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-professionalno-orientirovannij-inostrannij-yazik.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kohanovskijv-p-filosofiya-dlya-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenijtekst-ucheb-posobie-v-p-kohanovskij-t-p-matyash-v-p-yakovlev-l-v-zharov-rostov-nd-fe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modelirovanie-sistemi-dihaniya-ventilyaciya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnoissledovatelskij-institut-elektrofizicheskoj-apparaturi-imd-v-efremova.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-programma-korrekcionnoj-raboti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvenogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-yaziki-programmirovaniya-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-07-finansi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-pechatnih-izdanij-dlya-komplektovaniya-bibliotechnogo-fonda-kod-po-obsherossijskomu-klassifikatoru-vidov-ekonomicheskoj-deyatelnosti-produkcii-uslug-okdp-ok-004-93.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-provodit-upolnomochennij-organ-a-koshehabl-2006g-chast-i-konkurs-razdel-termini-ispolzuemie-v-konkursnoj-dokumentacii-razmeshenie-zakazov-dlya-municipalnih-nuzhd.html
  • crib.bystrickaya.ru/kiev-ul-krasnoarmejskaya-88-of-3-044-503-61-03-332-3-332-faks-044-287-33-73-e-mail-bookmel-com-ua-struni-ispanskogo-serdca.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-alisz-ii-botanikadan-tapsirmalar.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-sostoyaniya-raboti-shkoli-publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-snip-20802-89-chast-15.html
  • institut.bystrickaya.ru/strategicheskie-orientiri-razvitiya-i-zadachi-formirovaniya-blagopriyatnogo-investicionnogo-klimata-na-territorii-primorskogo-kraya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-lokalnaya-smeta.html
  • school.bystrickaya.ru/kursovaya-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fgaou-vpo-belgorodskij-gosudarstvennij-nacionalnij-issledovatelskij-universitet-fakultet-psihologii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-selskogo-hozyajstva-i-regulirovaniya-rinkov-selskohozyajstvennoj-produkcii-sirya-i-prodovolstviya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdeni-postanovleniem-administracii-altajskogo-kraya-stranica-12.html
  • bukva.bystrickaya.ru/selishe-baba.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-chitatelyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-i-sredstva-povisheniya-ekspluatacionnoj-nadezhnosti-gidroprivodov-dorozhnih-i-stroitelnih-mashin-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kraevom-centre-ocenki-kachestva-obrazovaniya-sostoyalos-zasedanie-gek-zabajkalskogo-kraya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obval-veri-vestnik-baltijskoj-pedagogicheskoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.