Глобальные угрозы, системы безопасности
.RU

Глобальные угрозы, системы безопасности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ. 4

1.1. Научные открытия. 4

1.2. Работы Римского клуба. 7

1.3. Конференции ООН.. 8

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ.. 11

2.1. Как "устроены" системы безопасности. 11

2.2. Займемся экономикой. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 17


ВВЕДЕНИЕ

Причиной многих сегодняшних опасностей для че­ловека является его собственная жизнедеятельность. Под жизнедеятельностью следует понимать длитель­ную деятельность одного человека или суммарную де­ятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды. Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возник­новение новых опасностей, причем с увеличением мас­штабов преобразований растут масштабы опасностей.

Ситуация на планете в последние десятилетия рез­ко изменилась: опасности от жизнедеятельности чело­вечества вдруг приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер (в переводе с лат. "гло­бус" - Земля, земной шар). При этом в опасности на­ходится не просто человечество, но и окружающая среда, природа, сама Жизнь на Земле. Наступила но­вая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько все­стороннее обеспечение безопасности своей жизне­деятельности.

Осознание мировым сообществом новой ситуации пришло после ряда последовательных научных откры­тий, сделанных в течение двух последних столетий. Эти открытия показали, что представления людей о необъят­ности и неистощимости окружающей их природы дол­жны быть изменены.


1. ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ

1.1. Научные открытия

Нельзя больше жить по принципу, красочно сфор­мулированному в середине нашего столетия известным садоводом И.В. Мичуриным: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять илу нее — наша задача! ". Ученые установили, что человечество является естественной частью сложной единой систем "Природа-человек-общество". Состояние и развитие этой системы зависят от преобразующей деятельнос­ти людей. При этом ресурсы природы для людей и их преобразующей деятельности на планете ограничены. Преобразуя природу, нельзя бесконечно "брать" у нее. Серьезным научным открытиям предшествовала умозрительная теория английского ученого монаха Т. Мальтуса (XIX век) о том, что рост народонаселе­ния Земли (по закону геометрической прогрессии) опас­но отличается от роста производства продуктов питания (по закону арифметической прогрессии). Мысль Мальтуса намного опередила свое время и долго слу­жила лишь объектом критических нападок.

Первой важной вехой в научном познании законов существования и развития системы "Природа-человек-общество" стало формулирование идеи движения, не­прерывной изменчивости живой материи во всех ее видах.

В стройную схему превратить многочисленные фак­ты, уже известные его предшественникам, удалось в XIX веке Ч.Дарвину. Главными, ключевыми понятия­ми стали эволюция живой материи и ее механизмы: на­следственность, изменчивость, отбор.

Дарвинизм дал основу нашего современного пред­ставления о природе развития живого, определил исход­ные позиции для дальнейших открытий.

Следующим принципиальным шагом явилась идея единства и взаимозависимости всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических и физических, развития живого вещества и развития че­ловеческого общества. Эта система взглядов принадле­жит В.И. Вернадскому, превратившему ее в разверну­тое учение в двадцатых годах XX века.

К ней В.И. Вернадский пришел в результате много­летних исследований геохимической истории нашей планеты. Его работы показали глубокую взаимозависи­мость геохимических и геофизических процессов и про­цессов, порождаемых живой материей. Весь лик Земли, структура ее атмосферы и гидросферы, толщи осадоч­ных пород, залежи полезных ископаемых - все это возник­ло благодаря жизни. И именно жизнь была тем связую­щим звеном между космосом и поверхностью планеты, которое позволило энергии Солнца оказать решающее влияние на ее развитие. Поэтому вся поверхность Земли является единой, целой, организованной Жизнью оболоч­кой - биосферой.

Биосфера, по Вернадскому, это область существо­вания живого вещества, Охватывающая гидросферу, нижнюю часть атмосферы, а также верхний слой лито­сферы (земной коры). Биосфера содержит два типа ве­щества - "живое и косное, влияющие друг на друга".

Идея единства и взаимозависимости повлекла за со­бой следующую: неизбежно наступит время, когда оп­ределять эволюционные процессы на нашей планете будет прежде всего человеческая жизнедеятельность. Изучая воздействие человека на окружающую среду,В.И. Вернадский обратил внимание на непрерывное усиление его влияния на единый эволюционный процесс: активная жизнедеятельность людей постепенно приоб­ретает геологические масштабы. От локального воздей­ствия на окружающую среду человечество постепенно переходит к такой деятельности, которая начинает ока­зывать природообразующее влияние на всю планету. Причем даже там, где оно незначительно, влияние чело­века растет со скоростью, на много порядков превосхо­дящей скорости естественного эволюционного развития. Отсюда следует логический вывод: неизбежно наступит время, когда определять эволюцию на нашей планете будет прежде всего человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия есте­ственного развития, а разум человека. Достигнув опре­деленной степени могущества, человеческое общество - с его разумом, с его мудростью - сделается основ­ным гарантом безопасности дальнейшего развития био­сферы. Таким образом, биосфера, по Вернадскому, ста­нет ноосферой, т.е. сферой господства разума человека (ноо - разум, лат.).В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволю­ции на Земле. Ее развитие должно стать "направляемым " жизнедеятельностью человека, оно должно обеспечить достижение и поддержание определенных условий в раз­витии планеты.

Как в формировании дарвинизма наряду с Ч.Дарвиным принимала участие еще целая группа замечательных мыслителей, так и рядом с В.И. Вер­надским было немало ученых, разделявших и раз­вивавших формирующуюся систему взглядов. Важ­ную роль в создании представлений о будущей но­осфере сыграли французские ученые Тейяр-де-Шарден,Э.Леруа, наш соотечественник Н.В.Тимофеев-Ресоеский.

Следующий шаг в развитии познания эволюционных процессов в системе "Природа-человек-общество" был связан с применением количественных, матема­тических методов, созданных в инженерных науках.

Д. Форрестер в 1971 г. предложил общий подход для математического описания глобального развития мира и человечества как единого целого. Его иссле­дования показали, что предсказанное В.И. Вернадским время, когда человечество должно взять в свои руки руль "направленного" развития взаимосвязанных эво­люционных процессов на Земле, уже наступило. Воз­можные катастрофические последствия неконтролиру­емой и неуправляемой жизнедеятельности - это реаль­ность, с которой сегодня уже нельзя не считаться. Нельзя более откладывать решение вопросов обеспе­чения безусловной безопасности жизнедеятель­ности человеческого общества.

Важнейших научно-теоретических открытий уче­ных, однако, оказалось недостаточно для привлечения должного внимания мирового сообщества к пробле­мам глобальной безопасности жизнедеятельности.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится (русская пословица).

Толчком к полному осознанию глобальных угроз по­служило изучение последствий возможного применения изготовленного в 50-60-х гг. ядерного оружия.

Неожиданно оказалось, что это оружие представ­ляет собой угрозу не только для противника, но и для всего человечества, для всей окружающей среды. Осознание страшной опасности потрясло народы, зас­тавило открыть глаза на глобальные проблемы.

Еще при экспериментальном подрыве первой атом­ной бомбы на полигоне США в Лос-Аламосе в 1945 г. собранные там ведущие ученые-физики всего запад­ного мира неожиданно поняли: у них нет уверенности -не охватит ли цепная ядерная реакция бомбы вещество всей планеты? Не превратится ли в результате взрыва каша Земля во вторую звезду Солнечной системы?

В дальнейшем, проводя исследования эффективно­сти действия ядерного оружия на противника, ученые - опять неожиданно для себя и своих политических и военных заказчиков - выявили, что даже "ограничен­ная" ядерная война будет означать либо исчезновение рода человеческого, либо его деградацию до уровня ниже доисторического.

Трагическая обеспокоенность ученых вылилась в манифест крупнейших мыслителей нашего века Б. Рассела и А. Эйнштейна, обнародованный в 1957 г. в канадской деревушке Пагуош и положивший начало Пагуошскому движению ученых. Их про­тест вызвала гонка ядерных вооружений, названная ими ядерным безумием. "Дол­жны ли мы уничтожить человечество или челове­чество должно отказаться от войны?" - писали ав­торы манифеста.

Под воззваниями к запрету ядерного оружия затем подписались десятки миллионов жителей планеты.

1.2. Работы Римского клуба

С целью привлечения внимания мирового сообще­ства, деятельность ученых в области появившихся гло­бальных проблем объединил в начале 70-х гг. нашего столетия Римский клуб.

Римский клуб-это неформальная организация, про­водящая международные научные конференции и твор­ческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах все­го человечества и привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегод­ня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экс­пертов - деятелей науки и культуры, бизнесменов, поли­тических и общественных деятелей из 53 стран мира.


konstruirovanie-pechatnogo-uzla.html
konstrukciya-i-metodika-raschyota-domennoj-pechi.html
konstrukciya-metodika-raschyota-konvertorov-cvetnoj-metallurgii.html
konstruktivnie-osobennosti-kompleksa-d-9-s-brpl-rsm-40.html
konstruktor-suhoj-chast-2.html
konsulskie-privilegii-i-immuniteti-chast-3.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-v-socialnom-izmerenii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6glubokie-uroki-bozhi-ajlin-grosman.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stimulirovanie-sbita.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-zprimeri-vneklassnih-meropriyatij-po-informatike-soglasovana-i-imeetsya-v-nalichii-v-is-elektronnoe-kursovoe.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-26.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rog-7-13-marta-2007-god.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mi-dumaem-chto-nasha-kniga-smozhet-pomoch-v-sleduyushem-unmasking-the-face.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-komsomolec-moskva-286-22122008-oni-chudom-vibralis-iz-ada.html
  • college.bystrickaya.ru/167000-g-siktivkar-167982-siktivkar-gsp-2-ul-pervomajskaya-78-ofis-69-ul-internacionalnaya-157-telfaks-8821244-11-70-telfaks-44-13-90.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-7-informacionnie-tehnologii-v-servise-orgtehnika-specialnost-100101-servis.html
  • credit.bystrickaya.ru/petr-lyukimson-stranica-54.html
  • student.bystrickaya.ru/2-aukcioni-21-izvesheniya-o-provedenii-otkritogo-aukciona-sobranie-zakonodatelstva-sverdlovskoj-oblasti-oficialnoe.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-osobennosti-kalendarnogo-planirovaniya-uchebnogo-processa-b-a-sazonov-sistema-zachetnih-edinic.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-prochie-rashodi-otchet-o-rabote-kontrolno-schetnoj-palati.html
  • essay.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-temu-reformirovanie-mehanizma-predostavleniya-mezhbyudzhetnih-subsidij.html
  • reading.bystrickaya.ru/mamedov-oyu-kejnsianstvo-politiko-ekonomicheskie-grani-o-v-inshakov-redakcionnaya-kollegiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vladimir-monomah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-1-ii-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-uroki-v-shkole-i-uroki-shkoli-ot-ozhidanij-k-dostizheniyam-petrozavodsk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4skaneri-razlichnih-tipov-apparatnoe-obespechenie-kompyuternoj-grafiki-poligrafiya.html
  • student.bystrickaya.ru/3-obem-ustrojstv-upravleniya-elektroavtomatiki-kontrolya-signalizacii-i-zashiti.html
  • studies.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-stranica-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/modernzacya-dlnic-po-obrobc-kruglo-derevini-na-strchkopilkovomu-verstat.html
  • studies.bystrickaya.ru/cel-i-zadachi-kursa-kontroliruyushie-testi-25-spisok-ispolzuemoj-literaturi-26-recenziya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zamechanie-voprosi-i-otveti-po-ude-obshie-voprosi-razrabotki-v-ude.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-kostromskaya-oblastnaya-duma-postanovlenie-ot-29-oktyabrya-2004-g-n-2854-o-programme-razvitiya-lesopromishlennogo-kompleksa-kostromskoj-oblasti-na-period-do-2010-goda-stranica-17.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-proon-gef-ekologicheskogo-ozdorovleniya-bassejna-dnepra-stranica-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/finansovaya-strategiya-i-finansovaya-taktika-gosudarstva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vostochnaya-filosofiya-i-vostochnaya-medicina-osobennosti-strukturi-semennikov-nepolovozrelih-osobej-lesnoj-mishi-osennih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uravneniya-maksvella-i-materialnie-uravneniya-dlya-sploshnih-sred-tenzora-dielektricheskoj-magnitnoj-pronicaemostej-i-tenzor-provodimosti-ponyatie-o-vremennoj-i.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-i-charushin-proishozhdenie-familii-charushin.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-arbitrazhnij-process-cikl-opd-f-08-specialnost-021100-yurisprudenciya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priglashaem-vas-prinyat-uchastie-v-konkurse-umnik-fonda-sodejstviya-razvitiyu-malih-form-predpriyatij-v-nauchno-tehnicheskoj-sfere-provodimom-v-ramkah-67-j-konferen.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennij-feminizm-perevorot-v-istoriko-filosofskij-antropologicheskoj-tradicii-zapadnoj-evropi-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-mezhdunarodnogo-kubka-moldovi-po-sportivnoj-lovle-karpa.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhitektura-brendov-kompanii-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.