.RU

Глобальные угрозы, системы безопасности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ. 4

1.1. Научные открытия. 4

1.2. Работы Римского клуба. 7

1.3. Конференции ООН.. 8

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ.. 11

2.1. Как "устроены" системы безопасности. 11

2.2. Займемся экономикой. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 17


ВВЕДЕНИЕ

Причиной многих сегодняшних опасностей для че­ловека является его собственная жизнедеятельность. Под жизнедеятельностью следует понимать длитель­ную деятельность одного человека или суммарную де­ятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды. Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возник­новение новых опасностей, причем с увеличением мас­штабов преобразований растут масштабы опасностей.

Ситуация на планете в последние десятилетия рез­ко изменилась: опасности от жизнедеятельности чело­вечества вдруг приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер (в переводе с лат. "гло­бус" - Земля, земной шар). При этом в опасности на­ходится не просто человечество, но и окружающая среда, природа, сама Жизнь на Земле. Наступила но­вая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько все­стороннее обеспечение безопасности своей жизне­деятельности.

Осознание мировым сообществом новой ситуации пришло после ряда последовательных научных откры­тий, сделанных в течение двух последних столетий. Эти открытия показали, что представления людей о необъят­ности и неистощимости окружающей их природы дол­жны быть изменены.


1. ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ

1.1. Научные открытия

Нельзя больше жить по принципу, красочно сфор­мулированному в середине нашего столетия известным садоводом И.В. Мичуриным: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять илу нее — наша задача! ". Ученые установили, что человечество является естественной частью сложной единой систем "Природа-человек-общество". Состояние и развитие этой системы зависят от преобразующей деятельнос­ти людей. При этом ресурсы природы для людей и их преобразующей деятельности на планете ограничены. Преобразуя природу, нельзя бесконечно "брать" у нее. Серьезным научным открытиям предшествовала умозрительная теория английского ученого монаха Т. Мальтуса (XIX век) о том, что рост народонаселе­ния Земли (по закону геометрической прогрессии) опас­но отличается от роста производства продуктов питания (по закону арифметической прогрессии). Мысль Мальтуса намного опередила свое время и долго слу­жила лишь объектом критических нападок.

Первой важной вехой в научном познании законов существования и развития системы "Природа-человек-общество" стало формулирование идеи движения, не­прерывной изменчивости живой материи во всех ее видах.

В стройную схему превратить многочисленные фак­ты, уже известные его предшественникам, удалось в XIX веке Ч.Дарвину. Главными, ключевыми понятия­ми стали эволюция живой материи и ее механизмы: на­следственность, изменчивость, отбор.

Дарвинизм дал основу нашего современного пред­ставления о природе развития живого, определил исход­ные позиции для дальнейших открытий.

Следующим принципиальным шагом явилась идея единства и взаимозависимости всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических и физических, развития живого вещества и развития че­ловеческого общества. Эта система взглядов принадле­жит В.И. Вернадскому, превратившему ее в разверну­тое учение в двадцатых годах XX века.

К ней В.И. Вернадский пришел в результате много­летних исследований геохимической истории нашей планеты. Его работы показали глубокую взаимозависи­мость геохимических и геофизических процессов и про­цессов, порождаемых живой материей. Весь лик Земли, структура ее атмосферы и гидросферы, толщи осадоч­ных пород, залежи полезных ископаемых - все это возник­ло благодаря жизни. И именно жизнь была тем связую­щим звеном между космосом и поверхностью планеты, которое позволило энергии Солнца оказать решающее влияние на ее развитие. Поэтому вся поверхность Земли является единой, целой, организованной Жизнью оболоч­кой - биосферой.

Биосфера, по Вернадскому, это область существо­вания живого вещества, Охватывающая гидросферу, нижнюю часть атмосферы, а также верхний слой лито­сферы (земной коры). Биосфера содержит два типа ве­щества - "живое и косное, влияющие друг на друга".

Идея единства и взаимозависимости повлекла за со­бой следующую: неизбежно наступит время, когда оп­ределять эволюционные процессы на нашей планете будет прежде всего человеческая жизнедеятельность. Изучая воздействие человека на окружающую среду,В.И. Вернадский обратил внимание на непрерывное усиление его влияния на единый эволюционный процесс: активная жизнедеятельность людей постепенно приоб­ретает геологические масштабы. От локального воздей­ствия на окружающую среду человечество постепенно переходит к такой деятельности, которая начинает ока­зывать природообразующее влияние на всю планету. Причем даже там, где оно незначительно, влияние чело­века растет со скоростью, на много порядков превосхо­дящей скорости естественного эволюционного развития. Отсюда следует логический вывод: неизбежно наступит время, когда определять эволюцию на нашей планете будет прежде всего человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия есте­ственного развития, а разум человека. Достигнув опре­деленной степени могущества, человеческое общество - с его разумом, с его мудростью - сделается основ­ным гарантом безопасности дальнейшего развития био­сферы. Таким образом, биосфера, по Вернадскому, ста­нет ноосферой, т.е. сферой господства разума человека (ноо - разум, лат.).В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволю­ции на Земле. Ее развитие должно стать "направляемым " жизнедеятельностью человека, оно должно обеспечить достижение и поддержание определенных условий в раз­витии планеты.

Как в формировании дарвинизма наряду с Ч.Дарвиным принимала участие еще целая группа замечательных мыслителей, так и рядом с В.И. Вер­надским было немало ученых, разделявших и раз­вивавших формирующуюся систему взглядов. Важ­ную роль в создании представлений о будущей но­осфере сыграли французские ученые Тейяр-де-Шарден,Э.Леруа, наш соотечественник Н.В.Тимофеев-Ресоеский.

Следующий шаг в развитии познания эволюционных процессов в системе "Природа-человек-общество" был связан с применением количественных, матема­тических методов, созданных в инженерных науках.

Д. Форрестер в 1971 г. предложил общий подход для математического описания глобального развития мира и человечества как единого целого. Его иссле­дования показали, что предсказанное В.И. Вернадским время, когда человечество должно взять в свои руки руль "направленного" развития взаимосвязанных эво­люционных процессов на Земле, уже наступило. Воз­можные катастрофические последствия неконтролиру­емой и неуправляемой жизнедеятельности - это реаль­ность, с которой сегодня уже нельзя не считаться. Нельзя более откладывать решение вопросов обеспе­чения безусловной безопасности жизнедеятель­ности человеческого общества.

Важнейших научно-теоретических открытий уче­ных, однако, оказалось недостаточно для привлечения должного внимания мирового сообщества к пробле­мам глобальной безопасности жизнедеятельности.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится (русская пословица).

Толчком к полному осознанию глобальных угроз по­служило изучение последствий возможного применения изготовленного в 50-60-х гг. ядерного оружия.

Неожиданно оказалось, что это оружие представ­ляет собой угрозу не только для противника, но и для всего человечества, для всей окружающей среды. Осознание страшной опасности потрясло народы, зас­тавило открыть глаза на глобальные проблемы.

Еще при экспериментальном подрыве первой атом­ной бомбы на полигоне США в Лос-Аламосе в 1945 г. собранные там ведущие ученые-физики всего запад­ного мира неожиданно поняли: у них нет уверенности -не охватит ли цепная ядерная реакция бомбы вещество всей планеты? Не превратится ли в результате взрыва каша Земля во вторую звезду Солнечной системы?

В дальнейшем, проводя исследования эффективно­сти действия ядерного оружия на противника, ученые - опять неожиданно для себя и своих политических и военных заказчиков - выявили, что даже "ограничен­ная" ядерная война будет означать либо исчезновение рода человеческого, либо его деградацию до уровня ниже доисторического.

Трагическая обеспокоенность ученых вылилась в манифест крупнейших мыслителей нашего века Б. Рассела и А. Эйнштейна, обнародованный в 1957 г. в канадской деревушке Пагуош и положивший начало Пагуошскому движению ученых. Их про­тест вызвала гонка ядерных вооружений, названная ими ядерным безумием. "Дол­жны ли мы уничтожить человечество или челове­чество должно отказаться от войны?" - писали ав­торы манифеста.

Под воззваниями к запрету ядерного оружия затем подписались десятки миллионов жителей планеты.

1.2. Работы Римского клуба

С целью привлечения внимания мирового сообще­ства, деятельность ученых в области появившихся гло­бальных проблем объединил в начале 70-х гг. нашего столетия Римский клуб.

Римский клуб-это неформальная организация, про­водящая международные научные конференции и твор­ческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах все­го человечества и привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегод­ня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экс­пертов - деятелей науки и культуры, бизнесменов, поли­тических и общественных деятелей из 53 стран мира.


konstruirovanie-pechatnogo-uzla.html
konstrukciya-i-metodika-raschyota-domennoj-pechi.html
konstrukciya-metodika-raschyota-konvertorov-cvetnoj-metallurgii.html
konstruktivnie-osobennosti-kompleksa-d-9-s-brpl-rsm-40.html
konstruktor-suhoj-chast-2.html
konsulskie-privilegii-i-immuniteti-chast-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-antidopingovaya-komissiya-otchet-kaznacheya-otchet-auditora-a-proverit-scheta-predidushego-goda-b-utverdit-byudzhet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogovie-dannie-kontrolya-znanij-studentov-cikl-obsheprofessionalnih-disciplin-pri-samoobsledovanii-vuza-v-20062007-uch-godu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-26-dekabrya-2011-g-n-1639n-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-federalnogo-fonda-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya-po-predostavleniyu-gosudarstvennoj-uslugi-organizaciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-mirovaya-ekonomika-i-ee-struktura-stranica-12.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prosveshennaya-rus-institut-nauchnoj-informacii-i-monitoringa-rao-antopolskij-a-b-koncepciya-sistemi-nauchno-pedagogicheskoj.html
  • education.bystrickaya.ru/1-1-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-obespechennosti-obrazovatelnogo-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-f-11-ugolovnoe.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-pribori-s-kratkovremennim-vzaimodejstviem-pryamolinejnogo-elektronnogo-puchka-s-vch-polem.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-8-sovershenstvovanie-mehanizma-ustojchivosti-finansovo-kreditnih-uchrezhdenij-rossii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rusgidro-ezhednevnij-informacionnij-obzor-po-energoeffektivnosti-energosberezheniyu-i-vozobnovlyaemim-istochnikam-energii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-specialnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-kachestvom-kak-preimushestvo-v-konkurentnoj-borbe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modelirovanie-biznes-processov-specifikaciya-trebovanij-na-osnove-strukturnogo-podhoda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bez-prorivov-ekspert-severo-zapad-13022006-6-59-pechatnie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tradicionnaya-pogrebalno-pominalnaya-obryadnost-ismailitov-zapadnogo-pamira-konec-xix-nachalo-xxi-vv.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sisteme-oplati-truda-grazhdanskih-sluzhashih-rabotnikov-organizacij-soderzhashihsya-za-schet-sredstv-gosudarstvennogo-byudzheta-rabotnikov-kazennih-predpriyatij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/53-uporyadochenie-odnoimennih-rubrik-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-na-otraslevoj-konferencii-po-ohrane-truda-10-04-2008-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-belij-dom-za-haj-tekom-vse-v-odnoj-lodke.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biznes-plan-salona-krasoti-srednego-klassa.html
  • composition.bystrickaya.ru/patenti-zakoni-skautov-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-po-pravovedeniyu-ponyatie-nauki-pravovedenie-ee-predmet-i-metodi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poksvirusi-vozbuditeli-naturalnoj-ospi.html
  • education.bystrickaya.ru/1243-funkciya-06-zapis-registra-nastrojki-tablichnogo-parametra-instrukciya-po-montazhu-i-ekspluatacii-24-10.html
  • writing.bystrickaya.ru/hrama-pokrova-bozhiej-materi-pos-erino-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-02-02-2012-113-oprovedenii-gorodskogo-festivalya-literaturnogo-tvorchestva-shkolnikov.html
  • bystrickaya.ru/zanyatie-8-upravlenie-emociyami-metodicheskie-rekomendacii-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/68-sfera-sovmestnogo-vedeniya-rf-i-ee-subektov-nauka-konstitucionnogo-prava-otnositsya-k-otraslevim-yuridicheskim.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-metodi-optimizacii-dlya-specialnosti-230105-programmnoe-obespechenie-vichislitelnoj-tehniki-i-avtomatizirovannih-sistem.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-grazhdanskomu-pravu-chast-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yazik-i-rech-kultura-rechi-yazikovie-normi.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-meropriyatiya-po-realizacii-programmi-programma-razvitiya-municipalnoj-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perednyaya-panel-elanvision-ev8000s.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-referata-lichnost-karla-yunga-vozzreniya-karla-yunga-na-kulturu-v-celom-koncepciya-kulturi-karla-yunga.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-2-eresi-strategicheskogo-podhoda-osnovnie-harakteristiki-strategicheskoj-terapii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.