Http://www rusarchives ru/publication/nechkina shtml - страница 3
.RU

Http://www rusarchives ru/publication/nechkina shtml - страница 3


13 октября

Вечером, несмотря на нездоровье, пошла на заседание литературного рабфаковского кружка, доклады рабфаковцев: Власова "Взгляд на искусство Чичерина и Троцкого", Гоголева "Взгляд на искусство Л.Толстого", Гурьянова "Взгляд на искусство Г.Плеханова". Все доклады провалены, я их очень бранила. Потом - сразу на заседание предметной комиссии общественников, делала доклад о политэкономическом кружке, обсуждала вопрос об экскурсиях.

Вернулась домой поздно, читала напечатанный на машинке доклад директора завода Крестовникова[139]) о состоянии завода и обширную анкету об этом заводе, весь этот материал передан мне Ал. Вас. Померанцевым[140]).

16 октября

Давала уроки на рабфаке. После них давала объяснения по методологическому кружку (удачный урок политэкономии на рабфаке - тема банки, демонстрировала картину Маковского "Крах банка").

17 октября

В 3,5 [часа] была на рабфаке, где собиралась экскурсия 6-й старшей технической группы в Промбанк; до экскурсии успели прочесть из местных "Известий" о Промбанке - объявление с выдержками из устава и отчет о дне открытия. Затем экскурсия в Промбанк - очень интересная: объяснения помощника директора банка (Николаева?) о типичных банковских операциях (активных) и Лопатина о типичных пассивных операциях и, наконец, заключительное (великолепное!) объяснение директора банка Бернштейна о роли банка в хозяйственной жизни вообще и о роли Промбанка в жизни Татреспублики (банк - сердце, деньги - кровь!).

21 октября

Кончила работу над книгой Адоратского; кончила конспект, выписки для темы о Ключевском, выписки для темы "Проблема бессознательного и марксистская социология". Работала над книгой Арватова[141] "Искусство и классы", читала, делала выписки и заметки (м[ежду] пр[очим], и для темы "Проблема бессознательного…").

Был Семенов.

Работала над политической экономией, почти исключительно для рабфака читала Любимова "Курс политической экономии"[142], отдел "Марксова теория денег", книгу Преображенского "Бумажные деньги в эпоху пролетарской диктатуры"[143], перечитывала в "Капитале" главы о деньгах, цене производства и т. д. Главная работа - составила четыре следующих инструкционных карточки для политэкономического кружка, темы: 1) деньги и денежное обращение, 2) первоначальное накопление, 3) заработная плата, 4) цена производства (прибыль), на это ушла масса времени, но карточки вышли хорошие.

25 октября

Немного сидела у Корбута, затем пошла в Госбанк организовывать экскурсию второй технической группы - переговоры с секретарем и директором банка и Евгением Федоровичем Будде[144].

Очень, очень устала. Отчетность в личной работе.

Вечером на заседании предметной комиссии общественников делала доклад об экскурсии в Промбанк. Удачно. Был Корбут, шла с ним, поссорилась.

30 октября

Очень интересный, но слишком интенсивный по работе день: утром уроки на рабфаке, потом подготовка группы № 2 (старшей), была в библиотеке "Известий", доставала "Экономическую жизнь". Провела подготовку в группе, затем экскурсия в Госбанк - прямо сказка! - сначала лекция о банке (профессор Б.Е. Будде[145] вообще о банках и их роли в капиталистическом хозяйстве), затем юрисконсульта Госбанка Быховского о структуре Госбанка и основных банковских операциях, затем Г.И. Вечеслова об отделе сельскохозяйственного кредита и еще (забыла фамилию) об обществе сельскохозяйственного кредита, только что зародившегося. Потом чай с бутербродами, затем осмотр банка, в частности, преддверия "Трезора". Замечательно!

Не обедала. Прямо из банка - "на кружки" - в политэкономический кружок (доклад Стрелина "Элементы производства и стоимости продукта"), после него меня вызвали на литературный кружок.

Вышла из дома в 9 часов утра, вернулась почти в 10 часов вечера.

1 ноября

Празднование 4-летия рабфака. Встала в 6,5 часов утра. Заседание методологического и политико-экономического кружка, в первом мой небольшой доклад об итогах и перспективах работы, во втором - мой доклад "Что требуется от учебника политической экономии для рабфака?", очень довольна, оживленные прения, мальчишки довольны; я посвящаю им статью.

Вечером торжественное заседание, живая газета, концерт. Выступала в живой газете на тему "Рабфаковец перед высшей школой". Вернулась домой в третьем часу, Корбут провожал.

5 ноября

Готовилась к урокам. Прочла, очень удачно, первую лекцию в Политехническом университете, вводную к курсам "Исторического материализма" и "Капитализма и пролетарской революции" на тему "Марксизм как мировоззрение"[146]. Прочла "Джунгли" Синклера[147], думая там найти описание кризиса для иллюстрации завтрашнего урока.

6 ноября

Дала (удачно) уроки на рабфаке. Читала "Коммунистический манифест" в издании Рязанова (издание 2-е, 1923). Вечером пошла на заседание политико-экономического кружка, но оно не состоялось, т. к. сегодня канун революции. Пошла с рабфаковцами на вечер воспоминаний [об] Октябрьской революции в актовом зале.

7 ноября

Написала статью о 4-летии казанского рабфака по просьбе Корбута для журнала "Знамя рабфаковца"[148].

Очень внимательно читала "Экономическую жизнь", комплект за истекший месяц, готовя доклад о "ножницах" [149] в старшую группу в связи с теорией кризисов.

12 ноября

Очень долго готовилась к предполагаемой лекции на фабрике на тему "Что такое марксизм?". На мою долю - часть I "Марксизм как научная система", второй лектор Корбут - часть II "Революционная тактика марксизма". Готовила свой материал и организационный по всей лекции (например, афиша), вышло удачно.

13 ноября

В первый раз пришла на рабфак после болезни. Дала урок политэкономии (мой доклад о "ножницах" и литературе (западники, славянофилы и Тургенев, вообще идеология [18]40-х годов).

Читала двухчасовую лекцию в Политехническом институте по курсу "Капитализм и пролетарская революция" (основы политической экономии, сущность капиталистической эксплуатации). Очень удачно с демонстрациями, масса народу.

Прямо с лекции - на заседание политэкономического кружка (педагогическая разработка темы об элементах производства - Стрелин).

15 ноября

Когда хворала, меня выбрали делегаткой на съезд научных работников, предполагающийся в Москве 23 ноября, от казанской секции научных работников[150]. Прошлой ночью решила ехать - особенно в связи с невыясненностью положения моих дел в Московском исследовательском институте. Сразу возникает масса организационных дел в связи с отъездом.


Архив РАН. Ф. 1820. Оп. 1. Д. 249. Л. 308 - 372 об. Автограф.





[1] С декабря 1921 г. М.В. Нечкина - профессорский стипендиат факультета общественных наук Казанского университета со специализацией по русской истории под руководством профессора Н.Н. Фирсова.

[2]Профессор Казанского университета.

[3] Кавелин Константин Дмитриевич (1818 - 1885) - историк государственной школы, публицист. Автор одного из первых проектов отмены крепостного права.

[4] Семенов Виктор Федорович - историк, профессорский стипендиат, затем научный сотрудник казанского Восточного педагогического института (ВПИ) по кафедре всеобщей истории. Впоследствии доктор исторических наук, преподаватель МГПИ им. В.И. Ленина.

[5] Сарабьянов Владимир Николаевич (1886 - 1952) - философ, историк, экономист.

[6] Деборин (Иоффе) Абрам Моисеевич (1881 - 1963) - философ, историк, экономист, академик АН СССР (1929). В конце 1920-х - начале 1930-х гг. подвергался резкой критике и обвинялся в так называемом меньшевиствующем идеализме.

[7] Герье Владимир Иванович (1837 - 1919) - историк. Организатор и руководитель (1872 - 1905) Высших женских курсов в Москве.

[8] Алексеева Елизавета Ивановна - сотрудница психиатрической клиники под руководством Г.Я. Трошина.

[9] Луриа Александр Романович (1902 - 1977) - психолог, профессорский стипендиат, научный сотрудник ВПИ. В 1921 - 1923 гг. в психологической лаборатории Казанского университета, в Институте НОТ Казани. С 1924 г. в Москве. Один из основателей нейропсихологии, академик АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

[10] Праксин Александр Иванович - офицер, медик. Был арестован. М.В. Нечкина ему симпатизировала, хлопотала и добилась освобождения. Подробнее см.: Отечественные архивы. 1997. № 6.

[11] Пичета Владимир Иванович (1878 - 1947) - историк, педагог, организатор науки, общественный деятель, академик АН СССР (1946).

[12] Бродовский Петр Константинович (1896 - ?) - преподаватель философии ВПИ. Муж (1924) средней сестры Милицы Васильевны Ксении (1901 - 1928).

[13] Неокантианство - течение в философии 2-й половины XIX - начала XX в., пытавшееся возродить идеи И.Канта. В основе его этики - противопоставление бытия и долженствования. Социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма.

[14] Несмелов Виктор Иванович (1863 - 1937) - философ, богослов, доктор богословия (1890). В 1888 - 1918 гг. в Казанской духовной академии, профессор (1895). Автор трудов по философской антропологии. В 1931 г. привлекался по делу "О монархическом подполье и катакомбной церкви". Репрессирован (ТЭС. С. 392).

[15] Несмелов В.И. Наука о человеке: В 2 т. СПб., 1898. Т. 1. Опыты психологической истории и критики основных вопросов жизни; 1903. Т. 2. Метафизика жизни и христианское откровение.

[16] Видимо, речь идет о "Памятной книжке марксиста", упоминание о которой сохранилось в составленном Нечкиной списке литературы к программе курса политэкономии на рабфаке (АРАН. Ф. 1820. Оп. 1. Д. 168. Л. 6).

[17] Чернышев Евгений Иванович (1894 - 1979) - преподаватель русской истории в ВПИ, с февраля 1921 г. управляющий Центральным архивом ТССР, в 1922 - 1923 гг. читал курс "Архивоведение" (ТЭС. С. 647).

[18] Поэтические тетради М.В. Нечкиной см.: АРАН. Ф. 1820. Оп. 1. Д. 221 - 224.

[19] "Печать и революция" - ежемесячный журнал критики и библиографии. Выходил в 1921 - 1930 гг. в Москве.

[20] Восточный педагогический институт создан в 1922 г. в Казани на базе Казанского педагогического института. В его состав вошли факультет общественных наук Казанского университета и Восточная академия. Готовил учительские кадры и работников культуры. Подробнее см.: ТЭС. С. 123.

[21] Имеется в виду журнал "Казанский библиофил" - критико-библиографический журнал, орган казанского библиографического кружка "Друзья книги", затем Татгосиздата. Издавался в 1923 - 1924 гг. Вышло 4 номера (ТЭС. С. 243).

[22] "Красная новь" - ежемесячный литературно-художественный и научно-публицистический журнал. Выходил в 1921 - 1942 гг. в Москве.

[23] В материалах личного фонда М.В. Нечкиной не найдено точного определения так называемого "3-го мира". Предположительно, речь идет о своего рода идеальном мире, где многие проблемы и вопросы реальной жизни находили свое разрешение.

[24] Груздев Викторин Сергеевич (1866 - 1938) - акушер-гинеколог, доктор медицины (1894), заслуженный деятель науки ТАССР (1936). В 1900 - 1930 гг. профессор и заведующий кафедрой и клиникой акушерства и гинекологии Казанского университета. Основатель казанской школы акушеров-гинекологов (ТЭС. С. 160).

[25] Лапка - домашнее имя младшей сестры Милицы Васильевны Веры (1905 - ?). В 1920 - 1924 гг. ученица показательной школы при ВПИ. Впоследствии лимнолог, кандидат биологических наук (1954).

[26] Факультет общественных наук (ФОН) Казанского университета вошел составной частью в ВПИ, в связи с чем профессорские стипендиаты ФОН должны были пройти утверждение в качестве таковых при ВПИ.

[27] Нечкина М. К характеристике В.О. Ключевского как социолога. (В связи с изданием 5-го тома "Курса русской истории" В.О. Ключевского. Пг., 1922 (1921). 352 с.) // Вестник просвещения. 1923. № 1/2. С. 28 - 39.

[28] Статья была опубликована в "Вестнике просвещения". См. прим. 35.

[29] Миславский Николай Александрович (1854 - 1928) - физиолог, профессор, чл.-корр. АН СССР (1927). В 1907 - 1910 гг. декан медицинского факультета Казанского университета, в начале 1920-х консультант психофизиологической лаборатории казанского Института НОТ (Казанский университет. 1804 - 2004: Биобиблиографический словарь. Т. 1. 1804 - 1904. Казань, 2002. С. 338. Далее: Казанский университет: БС). Ниже упоминается его сын Александр Николаевич (1880 - 1958) - гистолог, профессор.

[30] Нечкина М. Рец.: Пичета В.И. Введение в русскую историю (источники и историография). М., 1923 // Вестник просвещения. 1923. № 1/2. С. 57 - 59.

[31] Рибо Теодюль Арман (1839 - 1916) - французский психолог и психопатолог, родоначальник экспериментальных исследований высших психических процессов во Франции. Труды по проблемам памяти, произвольного внимания, чувств и пр.

[32] Эволюция общих идей Т.Рибо / Пер. с фр. и предисл. Н.Н. Спиридонова. М., 1898.

[33] Замысел не был реализован.

[34] "Казанский музейный вестник" - первый советский журнал по музейному делу (Синицына К.Р. Казанский музейный вестник. 1920 - 1924. Казань, 1963. С. 3 и др.).

[35] "Вестник просвещения" - общественно-политический и научно-теоретический ежемесячный журнал, орган Наркомата просвещения ТАССР. Издавался в 1921 - 1924 гг. (ТЭС. С. 114).

[36] Бенеманский Михаил Ильич - в 1923 г. секретарь президиума коллегии Татнаркомпроса.

[37] Гершензон Михаил Осипович (1869 - 1925) - историк литературы и общественной мысли. Близок к неославянофилам, к "русскому религиозному ренессансу". Участник сб. "Вехи".

[38] Книга произвела на М.В. Нечкину сильное впечатление. В конспекте она отметит: "Чувствуется тщательнейший текстуальный анализ Библии, но чтения он совершенно не загромождает. Очень изящное издание. Когда я читала Библию, очень многие мысли из развитых Гершензоном мне приходили в голову" (АРАН. Ф. 1820. Оп. 1. Д. 167. Л. 87, 89).

[39] Брюханов Владимир Павлович (1872 - 1943) - лингвист, методист, профессор. В 1922 - 1923 гг. преподаватель рабфаков университета и Политехникума (Казанский университет: БС. Т. 1. С. 74 - 75).

[40] Лаврентьев Борис Иннокентьевич (1892 - 1944) - гистолог, чл.-корр. АН СССР (1939). В 1918 - 1926 гг. в Казанском университете. Труды по морфологии нервной системы, нейронной теории, морфологии синапса (ТЭС. С. 316).

[41] Берг Лев Семенович (1876 - 1950) - физикогеограф и биолог, академик АН СССР (1946). В 1922 г. выдвинул концепцию номогенеза.

[42] Авербух Ревекка Абрамовна - профессорский стипендиат ВПИ по кафедре всеобщей истории.

[43] За пять лет: Сб. Агитотдела ЦК РКП(б), подводящий итоги советскому строительству за истекшие 5 лет революции. М., 1922.

[44] ^ Лапшин И.И. Заветные думы Скрябина. Пг., 1922.

[45] Книга произвела сильное впечатление на М.В. Нечкину. В конспекте отмечено: "Замечательная книга. Очень много дала. Многочисленный материал по психологии научного творчества, вполне согласующийся с моими мыслями о биологическом значении психики, об индивидуальной, творимой среде, среда есть психологическое понятие, и вообще о научном творчестве" (АРАН. Ф. 1820. Оп. 1. Д. 167. Л. 71).

[46] Пирсон Карл. Грамматика науки: Пер с англ. СПб., 1911.

[47] Челпанов Георгий Иванович (1862 - 1936) - психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 - 1923). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии.

[48] Трубецкой Евгений Николаевич (1863 - 1920) - князь, религиозный философ, правовед.

[49] В конспекте книги М.В. Нечкиной отмечено: "Важно - русская сказка национальна в элементе своей пассивности, женственности, смирения, "юродивости во Христе", в противоположность героям германского народного творчества, которые - воплощение активности. Это - труд по психологии творчества по преимуществу" (АРАН. Ф. 1820. Оп. 1. Д. 167. Л. 356 - 357).

[50] Гистология - наука о строении, функциях и взаимодействии тканей, составляющих организм млекопитающих животных и человека. Развивается в Казанском университете с 1864 г. Сложилась научная школа нейрогистологов. В 1920 - 1950-е гг. традиции школы получили развитие в исследованиях вегетативной нервной системы и чувствительной иннервации (А.Н. Миславский, Б.И. Лаврентьев) (ТЭС. С. 148).

[51] Подобный вопрос об "эпистемологии социальных и естественных наук" в 1974 г. затронет в своем письме-отзыве на монографию М.В. Нечкиной "В.О. Ключевский" физик, лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица (См.: Курапова Е.Р. Обзор личного фонда академика М.В. Нечкиной в Архиве РАН // Археографический ежегодник за 1998 год. М., 1999. С. 313 - 314).

[52] Красников Яков Петрович (1882 - ?) - профессорский стипендиат, преподаватель философии и психологии Казанского пединститута и Театрального техникума.

[53] Смирницкий Борис Иванович (1880 - ?) - ассистент при кафедре физики Казанского университета (1921), член президиума казанского рабфака и редколлегии журналов "Казанский библиофил" и "Новое дело" (орган рабфака).

[54] Вестник Социалистической академии. 1922. Ноябрь. № 1; 1923. Январь. № 2. Издание предпринято в связи с оживлением деятельности академии; структура номеров - статьи, стенограммы докладов и прения по ним, библиографический отдел. В обоих номерах опубликована статья М.Н. Покровского "Откуда взялась внеклассовая теория русского самодержавия".

[55] Кизеветтер Александр Александрович (1866 - 1933) - историк, чл.-корр. РАН (1917). С 1922 г. за границей, профессор Пражского университета. Труды по истории русского города, политической истории и общественной мысли XVIII - XIX вв.

[56] Гордина Мария Алексеевна - медик, психиатр.

[57] Педология (буквально - наука о детях) - направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические и психологические подходы к развитию ребенка. Возникла в XIX в. Распространение в России в 1920 - 1930-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Официально запрещена в СССР в 1936 г.

[58] Сотонин Константин Иванович (1893 - 1944) - сотрудник психотехнической лаборатории казанского Института НОТ, доцент ВПИ. Специализация: философия, психология, эстетика, психофизиология труда, психотехника. В 1929 г. приговорен к 3 г. ИТЛ как "руководитель нелегального политико-философского кружка, пропагандировавшего анархо-индивидуальные взгляды, невозможность построения коммунистического общества с точки зрения биологии человека" (Малышева С. Философия счастья Константина Сотонина // Татарстан. 1994. № 7 - 8. С. 110 - 115).

[59] Ноинский Михаил Эдуардович (1875 - 1932) - геолог, палеонтолог, профессор. Положил начало совокупному изучению различных пород палеозоя Поволжья. В 1922 - 1932 гг. декан физико-математического факультета Казанского университета (Казанский университет: БС. Т. 1. С. 366).

[60] Кювье Жорж (1769 - 1832) - французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии. Объяснял смену ископаемых фаун так называемой теорией катастроф.

[61] Лайель Чарлз (1797 - 1875) - английский естествоиспытатель, один из основоположников актуализма в геологии. В противовес теории катастроф развил учение о медленном изменении земной поверхности под влиянием постоянных геологических факторов.

[62] Вегенер Альфред Лотар (1880 - 1930) - немецкий геофизик, метеоролог. Выдвинул (1912 - 1915) теорию мобилизма, предполагающую большие (до неск. тыс. км) горизонтальные перемещения крупных литосферных плит (Фолты Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронологический обзор: Пер. со словацкого. М., 1987. С. 242).

[63] Худяков Михаил Григорьевич (1894 - 1936) - историк, археолог, этнограф, доктор исторических наук (1936). В 1918 - 1926 гг. преподаватель ВПИ. С 1929 г. работал в Институте материальной культуры АН СССР. Труды по ананьинской культуре, истории Казанского ханства, татар Малмыжского уезда, мусульман, культуре Среднего Поволжья. Выражал несогласие с официальной советской историографией в вопросах истории Казанского ханства (ТЭС. С. 635; Султанбеков Б. История Татарстана: страницы секретных архивов: Историко-публицистические очерки. Казань, 1994. С. 84, 85, 220). Репрессирован.

[64] Средняя сестра Милицы Васильевны Нечкина-Бродовская Ксения Васильевна (1901 - 1928) - офтальмолог. Окончила медицинский факультет (1923) и ординатуру (1926) Казанского университета.

[65] Академический центр Наркомата просвещения ТАССР (1921 - 1933) создан для организации исследований по истории, просвещению, культуре татарского народа. В состав Акцентра входили: научное общество татароведения, Главархив, Главмузей, комиссии - научно-политическая, научно-техническая, научно-педагогическая, художественная (ТЭС. С. 20).

[66] Фишер Куно (1824 - 1907) - немецкий историк философии, последователь Г.Гегеля.

[67] Лосский Николай Онуфриевич (1870 - 1965) - философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 г. выслан за границу.

[68] Имеется в виду цикл стихов М.В. Нечкиной.

[69] Иванов Всеволод Вячеславович (1895 - 1963) - прозаик, драматург. Роман "Голубые пески" (1923) посвящен Гражданской войне в Сибири (Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. Ч. 1 - 2. М., 2001. Ч. 1. С. 544. Далее: Русские писатели: БС).

[70] Никитин Николай Николаевич (1895 - 1963) - прозаик. Повесть "Рвотный форт" (1922).

[71] Марголин Иосиф Абрамович (1896 - ?) - преподаватель политэкономии на рабфаке Казанского университета, профессорский стипендиат ВПИ.

[72] Дитякин Валентин Тихонович (1896 - 1956) - историк. В 1920-е гг. преподаватель в вузах г. Казани, в 1921 - 1925 гг. заместитель директора Института НОТ в Казани. Впоследствии доктор ист. наук (всеобщая история, средние века, диалектический материализм), профессор кафедры славянских языков и славянских литератур МГУ (см.: Профессора исторического факультета Казанского университета (1939 - 1999): Биобиблиографический словарь. Казань, 1999. С. 23 - 25).

[73] Центральная комиссия по улучшению быта ученых при СНК РСФСР (ЦЕКУБУ) создана 10 ноября 1921 г. в результате преобразования Комиссии по усиленному питанию ученых специалистов (23 декабря 1919 г.). Имела отделения на местах. Постановлением СНК РСФСР от 3 мая 1931 г. реорганизована в Комиссию содействия ученым (КСУ) при СНК СССР.

[74] Линсцер Герман Федорович (1874 - 1946) - литературовед, профессор (1930). В 1920 - 1923 гг. преподаватель Высшей военной школы, Высшей областной партшколы, ВПИ, рабфака Казанского университета (ТЭС. С. 324; Из истории рабфака Казанского университета: Сб. статей. Казань, 1976. С. 73 - 75).

[75] Нечкина М. Русская история в освещении экономического материализма: Историографический очерк. Казань, 1922.

[76] Андреев Михаил Петрович (1895 - 1980) - психиатр, в 1921 - 1922 гг. в психиатрической клинике под руководством Г.Я. Трошина, с февраля 1923 г. врач-психиатр психологической лаборатории Татнаркомпроса, доктор медицинских наук (1940), профессор (1949), заслуженный деятель науки ТАССР (1945). Труды по методам соматометрического изучения душевных болезней (ТЭС. С. 34).

[77] Знаменский Н.А. - историк. Работал в Истпарте (См.: План воспоминаний о пролетарской революции в Татреспублике. Казань, 1923).

[78] Мендель Грегор Иоганн (1822 - 1884) - австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Сформулированные им законы определяют закономерности распределения в потомстве наследственных факторов, названных позднее генами.

[79] Эту книгу упоминает в своих дневниковых записях (январь 1910 г.) историк, академик АН СССР Н.М. Дружинин: "Сознаюсь - берусь за перо под впечатлением "Мемуаров социалистки" Лили Браун. Если мой дневник составится из беглых заметок, из сухих перечней внешних фактов жизни (как у нее), - и в этом я "отведу свою душу", и это поможет мне разобраться в самом себе… Конечно, идеал дневника - не то". См.: Дневник Н.М. Дружинина // Вопросы истории. 1995. № 10. С. 137.

[80] Шпет Густав Густавович (1879 - 1940) - русский философ, последователь феноменологии Э.Гуссерля, профессор Московского университета (1918 - 1923). В 1923 - 1929 гг. вице-президент Российской академии художественных наук, организатор Московского психологического института (совместно с Г.Челпановым). Репрессирован (См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 523 - 524).

[81] Красновский Архип Алексеевич (1885 - 1953) - профессор педагогики. С 1912 г. преподавал на Казанских высших женских курсах, в Казанском университете (с 1921 г. профессор), в ВПИ. С 1925 г. в Москве. Труды по истории, теории педагогики, дидактике (ТЭС. С. 296).

[82] Вересаев (Смидович) Викентий Викентьевич (1867 - 1945) - писатель, поэт-переводчик, литературовед. Роман "В тупике" (1920 - 1923) - одно из первых произведений о Гражданской войне. В нем писатель поднимает тему крушения традиционного гуманизма (См.: Русские писатели: БС. Ч. 1. С. 275 - 278).

[83] Густав Мейринк (1868 - 1932) - австрийский писатель-экспрессионист. В романе "Голем" (1915) и рассказах преобладает иррационально-фантастическое направление.

[84] Имеется в виду Казанское художественное училище, образованное в 1895 г. как Казанская художественная школа. В 1921 г. преобразовано в Казанские государственные высшие художественно-технические мастерские, в 1922 - 1923 гг. в Казанский архитектурно-технический институт (ТЭС. С. 253). Речь идет о первой в учебном академическом году лекции. Затрагивались "понятие о социологии, главнейшие социологические теории, в том числе и теория экономического материализма; понятие о социологии искусства" (См.: АРАН. Ф. 1820. Оп. 1. Д. 243. Л. 7 об).

[85] Чирковский Василий Васильевич (1874 - 1956) - офтальмолог, академик АМН СССР (1945), лауреат Сталинской премии (1932). Его книга "Трахома" выдержала 6 изданий (Л., 1932 - 1953). В 1923 - 1924 гг. ректор Казанского университета (ТЭС. С. 649).

[86] Сызганов Александр Николаевич (1896 - 1980) - хирург. В 1922 - 1934 гг. в Казанском университете. С 1934 г. в Казахстане. Доктор медицинских наук (1936), академик АН Казахской ССР (1954) (ТЭС. С. 550 - 551).

[87] Малкин Иосиф Ильич (1907 - 1992) - педагог, работник Наркомпроса, впоследствии муж (1925) младшей сестры Милицы Васильевны - Веры. В 1923 - 1924 гг. руководил первым казанским пионерским отрядом "Рабис". В 1946 - 1960 гг. директор Татарского института усовершенствования учителей (ТЭС С. 338).

[88] Дубяго Александр Дмитриевич (1903 - 1959) - астроном. В 1925 - 1958 гг. в Казанском университете. Основатель казанской школы кометной астрономии. Студентом открыл 2 кометы (1921, 1923) (См.: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. Киев, 1986. С. 122).

[89] Коялович Михаил Осипович (1828 - 1891) - историк, доктор богословия, профессор, писатель-публицист.

[90] Речь идет о сборнике статей, который должен был быть посвящен Н.Н. Фирсову.

[91] Тернер Джозеф Мэллорд Уильям (1775 - 1851) - английский живописец, крупнейший представитель романтического пейзажа. Колористические искания предвосхитили живопись французского импрессионизма.

[92] Корнилов Александр Александрович (1862 - 1925) - историк, общественный деятель. В 1909 - 1923 гг. профессор Петербургского политехнического института. Труды по русской истории XIX в., о М.А. Бакунине и крестьянской реформе 1861 г.

[93] Фриче Владимир Максимович (1870 - 1929) - литературовед, искусствовед, академик АН СССР (1929). Изучал проблемы социологии искусства.

[94] Сингалевич Сергей Платонович (1887 - 1954) - историк (всеобщая история, методика обществоведения), ректор ВПИ. В конце 1930-х гг. подвергался репрессиям (См.:

arhitektura-i-proizvoditelnost-servernih-cp-chast-6.html
arhitektura-i-skulptura-ufi.html
arhitektura-mikrokontrollerov.html
arhitektura-moskovskogo-metropolitena-chast-2.html
arhitektura-moskovskogo-metropolitena-chast-8.html
arhitektura-moskvi-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-reformi-regulirovaniya-v-evrope-usloviya-ustojchivogo-razvitiya-finansovogo-sektora-regulirovanie-i-samoregulirovanie.html
  • student.bystrickaya.ru/1-zhenshina-interesuetsya-u-podrugi-gde-teper-rabotaet-tvoj-muzh-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prakticheskoe-posobie-dlya-predprinimatelej-g-rostov-na-donu-2008g-oglavlenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/drugoe-tv-tv-9-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-30-09-2005-evteev-06-38-9.html
  • school.bystrickaya.ru/dzhon-houg-nostradamus-polnoe-sobranie-prorochestv-glavi-annotaciya-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-inostrannij-yazik-francuzskij-yazik-ietap-i-i-ii-kursi-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavra-avtori-programmi.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-this-document-has-been-provided-by-the-international-center-for-not-for-profit-law-icnl.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmet-principi-elektronnogo-tvorchestva-na-temu-zakoni-razvitiya-tehniki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektrmagnit-rsn-teoriyasi-elektr-tehnikasini-teoriyali-negzder.html
  • student.bystrickaya.ru/2--55s18-byulleten-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyot-guo-akademiya-poslediplomnogo-obrazovaniya-o-vipolnenii-plana-ministerstva-obrazovaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tel-3422-37-37-83-faks-3422-37-31-55-e-mail-oispermcntiru-na-kursi-shkola-masterov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radiacionno-opasnie-obekti-i-ih-harakteristika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-otnoshenie-k-zhizni-i-obshestvennoj-deyatelnosti-cheloveka-xviii-v-anradishev-i-atbolotov.html
  • writing.bystrickaya.ru/gabbro.html
  • education.bystrickaya.ru/-116-vosem-funkcij-infinitiva-otpechatano-s-gotovih-diapozitivov-zakazchika-v-tipografii-izdatelstva-belorusskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rozhdenie-i-evolyuciya-vselennoj-teoriya-bolshogo-vzriva-stranica-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-matematika-i-informatika-razdel-matematika-specialnost-050711-65-socialnaya-pedagogika-programmu-sostavil.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-3-prava-i-vozmozhnosti-obshestvennoj-organizacii-invalidov.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-m-mahov-2009-g-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-istorii-provedeniya-olimpiadi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razmeshenie-zakazov-na-postavki-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-dlya-gosudarstvennih-ili-municipalnih-nuzhd.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-zhiznenno-vazhnaya-privyazannost-tomas-verni-doktor-medicinskih-nauk-v-soavtorstve-s-dzhonom-kelli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustav-avarijno-spasatelnih-formirovanij-po-organizacii-i-vedeniyu-gazospasatelnih-rabot-stranica-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eho-eho-moskvi-20012009-1900-diplom-v-rassrochku-11.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-cen.html
  • writing.bystrickaya.ru/kriminalistika-chast-16.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-stanovleniya-ekrannih-sredstv-virazitelnosti-programma-uchebno-oznakomitelnoj-praktiki-i-kurs-i-proizvodstvennoj.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predstoyashie-meropriyatiya-v-gd-pressa-pervij-kanal-12-10-2004-novosti-15-00-00-kokorekina-olga-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-visshih-psihicheskih-processov-granovskaya-r-m-elementi-prakticheskoj-psihologii.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-tomskaya-raspredelitelnaya-kompaniya-kod-emitenta-stranica-14.html
  • institut.bystrickaya.ru/svoboda-voli-kabbala-vzglyad-na-mir.html
  • books.bystrickaya.ru/bistrov-oparin-mihail-pavlovich-1901-25-10-1942-avtor-admin-sajta-heroesofvolg-okis-ru-maslennikova-nadezhda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-kursu-16-osnovnaya-literatura-16.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-uchebnoe-posobie-posvyasheno-osoboj-gruppe-nauchnih-psihologicheskih-znanij-izuchaemih-socialnoj-psihologiej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.