.RU

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ - Рабочие программы цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин...


^ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника».

Дисциплина реализуется посредством дистанционных технологий в полном объеме.

Разработчик: Козлов Б.И, канд. техн. наук, д-ром филос. наук, проф.

Рецензент: Пятибратов А. П., д-р тех. наук, проф., засл. деят. науки и техники РСФСР.

^ Руководитель направления: Пятибратов А. П., д-р тех. наук, проф., засл. деят. науки и техники РСФСР.


I Организационно-методический раздел

1 Цель дисциплины

Цель дисциплины – дать студентам знания по «Истории развития науки и техники».

^ 2 Задачи дисциплины

Задачи дисциплины состоят в освоении студентами знаний по истории науки и техники по вопросам:

  1. современного подхода к изучению научно-технического прогресса;

  1. места и функций науки и техники в культуре человечества;

  1. взаимосвязи науки и техники в процессе эволюции культуры;

  2. истории становления основных производственных технологий;

  1. современного состояния науки и техники как основной производственной силы;

  1. эволюции научного миропонимания;

  1. современной научной картина мира;

  1. глобальных кризисов современной технической цивилизации: их причин и возможных путей преодоления;

  2. роли культуры, науки и техники в стратегии безопасного и устойчивого развития мирового сообщества.

^ 3 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Истории развития науки и техники» является одной из дисциплин повышающей общекультурную и профессиональную подготовку бакалавра, выбравшего направлением своей деятельности информатику и вычислительную технику. Изучаемая дисциплина тесно связана с такими областями знаний, как история, культурология, концепции современного естествознания. Она способствует росту креативных способностей студента и должна преподаваться после изучения культурологии. Изучение «Истории развития науки и техники» способствует объединению предметов гуманитарного цикла с профессиональными в единый комплекс знаний.

^ 4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

обладать следующими компетенциями:

^ II Содержание дисциплины

1 Темы и их краткое содержание

Модуль 1 Техника и знания о мире от возникновения человека до нового времени

Тема 1 Введение в историю науки и техники

Цель и задачи курса «История развития науки и техники». Особенности современного подхода к изучению прошлого научно-технического прогресса.

Тема 2 Технические знания и технологии в первобытном обществе

Возникновение первобытного человека, общества, техники, технологии и труда. Роль техники в происхождении и развитии человека и общества. Технические знания и технологии в первобытном обществе. Взаимосвязь знаний о природе и технике. Человек, техника и природа в каменном веке. Развитие техники и технологии в палеолите. Мезолит и неолитическая революция. Неолит.

Тема 3 Технические достижения и познание природы в древних земледельческих цивилизациях

Технические достижения и познание природы в древних земледельческих цивилизациях. Роль техники и организации труда в происхождении государства. Возникновение письменности. Влияние изобретения металлургии на развитие общества.

Тема 4 Развитие знаний о природе и технике в Древней Греции и Риме

Развитие знаний о природе и технике в Древней Греции и Риме. Взаимосвязь развития древнегреческих городов-государств и достижений в познании и практическом освоении мира. Формирование первых систем философских, математических, естественно-научных и научно-технических знаний в Древней Греции. Особенности развития техники в Древнем Риме.

Тема 5 Технический прогресс и наука в средние века

Технический прогресс и естествознание в средние века. Особенности развития экономики, культуры и промышленности. Организация ремесленного производства и возникновение мануфактуры. Развитие естествознания.

Тема 6 Наука и техника в эпоху Возрождения

Естествознание и техника в эпоху Возрождения. Техника в эпоху Возрождения. Великие ученые и инженеры эпохи Возрождения. У истоков науки Нового времени.

^ Модуль 2 История развития науки и техники (XVII-XX вв.)

Тема 7 Наука и техника в Новое время

Научная революция в естествознании и формирование новой общей картины мира (Х\/II-Х\/III вв.). Классическая механика Исаака Ньютона и рождение науки Нового времени. Роль научного эксперимента и приборов в развитии знаний о природе в Х\/II-Х\/III вв. Техническая революция: причины и последствия великих технических изобретений XVIII в.

Тема 8 Наука и техника в Индустриальную эпоху

Развитие науки и техники в индустриальную эпоху (XIX — первая половина XX вв.). Особенности индустриальной техники и технических наук. Развитие знаний об обществе и природе. Электротехническая революция XIX в. Развитие технических средств информатики. Революция в естествознании на рубеже ХIХ-ХХ вв.: ее значение для научно-технического прогресса. Великие открытия в естествознании конца XIX - начала XX вв. Роль электроники в развитии науки и техники XX в.

Тема 9 Наука и техника в Постиндустриальную эпоху

Научно-техническая революция середины XX в. Основные направления развития науки и техники во второй половины XX в. Научные основы и технические средства энергетики. Развитие технологии производства и обработки материалов. Развитие информатики. Науки об обществе.

Тема 10 Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности и основные «сценарии» будущего технической цивилизации. Глобальные кризисы современной технической цивилизации: их причины и возможные пути преодоления. Наукоемкая техника и «высокие» технологии на рубеже XX и XXI вв. Роль культуры, науки и техники в стратегии безопасного и устойчивого развития мирового сообщества.

^ 2 Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Современный подход к изучению прошлого научно-технического прогресса.

  2. Техника и наука в культурах Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии и Древнего Китая.

  3. Развитие техники в Древнем Риме.

  4. Мифология как наиболее ранняя форма мировосприятия.

  5. Аристотель и его вклад в мировую науку.

  6. Картина мироздания в представлении древних греков.

  7. Мифология древних цивилизаций, сравнительный анализ.

  8. Античная наука и техника.

  9. Наука и техника Западной Европы периода Средних веков.

  10. Эволюция пространственно-временной картины мира от мифологических представлений до современности.

  11. Научно техническое творчество Леонардо да Винчи.

  12. Галилео Галилей как один из основоположников современной научной методологии.

  13. И. Ньютон.

  14. Н. Коперник - основатель гелиоцентрической системы мира.

  15. Промышленный переворот.

  16. Возникновение воздухоплавания и развитие авиационной техники.

  17. Создание общеевропейской инфраструктуры в ходе промышленного переворота.

  18. Развитие вычислительной техники во второй половине 19 и 20веке.

  19. Основные периоды развития технического знания.

  20. Третья научная революция.

  21. Ресурсы для осуществления научно-технической деятельности.

  22. Факторы ограничения роста промышленного производства.

  23. Тенденции в решении глобальных экологических проблем.

  24. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.

  25. Причины и возможные пути преодоления глобальных кризисов современной технической цивилизации.


3 Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ

  1. Возникновение первобытного человека, общества, техники, технологии и труда.

  2. Роль техники в происхождении и развитии человека и общества.

  3. Технические знания и технологии в первобытном обществе.

  4. Взаимосвязь научных и технических знаний.

  5. Человек, техника и природа в каменном веке.

  6. Развитие техники и технологии в палеолите.

  7. Мезолит и неолитическая революция.

  8. Развитие техники и технологии в неолите.

  9. Технические достижения и познание природы в древних земледельческих цивилизациях.

  10. Роль техники и организации труда в происхождении государства.

  11. Возникновение письменности.

  12. Влияние изобретения металлургии на развитие общества.

  13. Развитие знаний о природе и технике в Древней Греции и Риме.

  14. Взаимосвязь развития древнегреческих городов-государств и достижений в познании и практическом освоении мира.

  15. Формирование первых систем философских, математических, естественно-научных и научно-технических знаний в Древней Греции.

  16. Особенности развития техники в Древнем Риме.

  17. Развитие инфраструктуры в в Древней Греции и Риме.

  18. Технический прогресс и естествознание в средние века.

  19. Особенности развития экономики, культуры и промышленности.

  20. Организация ремесленного производства и возникновение мануфактуры.

  21. Развитие естествознания в средние века.

  22. Естествознание и техника в эпоху Возрождения.

  23. Техника в эпоху Возрождения.

  24. Великие ученые и инженеры эпохи Возрождения.

  25. У истоков науки Нового времени.

  26. Научная революция в естествознании в XVII-XVIII вв.

  27. Формирование новой общей картины мира в XVII-XVIII вв.

  28. Классическая механика Исаака Ньютона и рождение науки Нового времени.

  29. Роль научного эксперимента и приборов в развитии знаний о природе в XVII-XVIII вв.

  30. Техническая революция: причины и последствия великих технических изобретений XVIII в.

  31. Развитие науки и техники в индустриальную эпоху (XIX - первая пол. XX вв.).

  32. Особенности индустриальной техники и технических наук.

  33. Развитие знаний об обществе и природе в XIX в.

  34. История создания автомобиля.

  35. Электротехническая революция XIX в.

  36. Развитие инфраструктуры в XIX в.

  37. Развитие технических средств информатики.

  38. Революция в естествознании на рубеже XIX-XX вв.

  39. Изменение жизненного уклада под влиянием технических изобретений на рубеже
    XIX-XX вв.

  40. Значение революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. для научно-технического прогресса.

  41. Великие открытия в естествознании конца XIX - начала XX вв.

  42. Роль электроники в развитии науки и техники XX в.

  43. Научно-техническая революция середины XX в.

  44. Основные направления развития науки и техники во второй половины XX в.

  45. Научные основы и технические средства энергетики во второй половине XX в.

  46. Развитие технологии производства и обработки материалов во второй половине XX в.

  47. Развитие инфраструктуры во второй половине XX в.

  48. Развитие информатики во второй половине XX в.

  49. Науки об обществе во второй половине XX в.

  50. Глобальные проблемы современности и основные «сценарии» будущего технической цивилизации.

  51. Глобальные кризисы современной технической цивилизации: их причины и возможные пути преодоления.

  52. Наукоемкая техника и «высокие» технологии на рубеже XX и XXI вв.

  53. Роль культуры, науки и техники в стратегии безопасного и устойчивого развития мирового сообщества.


4 Примерный перечень вопросов к зачету по всей дисциплине

  1. Научные и технические знания в Первобытную эпоху.

  2. Научно-технические достижения Бронзового века.

  3. Техника и элементы рационального знания Древнего мира.

  4. Практический характер научных знаний Древнего Египта.

  5. Характерные особенности научных и технических знаний ранних месопотамских цивилизаций.

  6. Характерные особенности научных и технических знаний Древнего Китая.

  7. Развитие математики в Древнейших цивилизациях.

  8. Мифология как начальная форма мировосприятия.

  9. Миф как носитель научных знаний.

  10. Суть учения Демокрита.

  11. Атомистическое строение материи в древнегреческой науке.

  12. Первая глобальная (Аристотелева) естественнонаучная революция.

  13. Физическая картина мира по Аристотелю.

  14. Древние греки - родоначальники современной науки.

  15. Вклад Евклида в развитие математики.

  16. Архимед - величайший ученый эпохи эллинизма.

  17. Характерные черты науки эпохи Римской империи.

  18. Клавдий Птолемей.

  19. Клавдий Гален.

  20. Наука и культура Византии средних веков.

  21. Эпоха Каролингского Возрождения.

  22. Характерные черты средневековой науки.

  23. «Технологическая революция» Средневековья и эпохи Возрождения.

  24. Форма организации труда средневекового производства.

  25. Мануфактурное производство XVI - XVII вв.

  26. Вклад Г. Галилея в развитие науки.

  27. Николай Коперник.

  28. Н. Коперник - основатель гелиоцентрической системы мира

  29. У. Гарвей - основатель учения о кровообращении, современной физиологии и эмбриологии.

  30. Джордано Бруно о строении Вселенной.

  31. Роль И. Кеплера в становлении гелиоцентрической системы мира.

  32. Г.В. Лейбниц - создатель дифференциального исчисления.

  33. И. Ньютон и эпоха механистического метода мышления.

  34. Вклад И. Ньютона в развитие физики и математики.

  35. Вторая глобальная естественнонаучная революция и физическая картина мира, сформировавшаяся в результате второй естественно научной революции.

  36. Характер науки в XVIII веке.

  37. Паровой двигатель, этапы создания парового двигателя, Джеймс Уатт.

  38. Развитие сети железных дорог в XIX веке.

  39. Развитие водного транспорта и его инфраструктуры в XVII - XIX веках.

  40. Совершенствование методов получения электроэнергии.

  41. Появление приборостроения как отрасли производства.

  42. Становление электротехники как отрасли производства.

  43. Способы получения стали.

  44. Создание летательных аппаратов тяжелее воздуха.

  45. Основные направления технической революции на рубеже XVII-XIX вв.

  46. Теория вероятностей.

  47. Неевклидова геометрия.

  48. Закон сохранения энергии.

  49. Теория электромагнитного поля.

  50. Менделеев Д. И.

  51. Изобретение полимеров.

  52. Вклад К.Э. Циолковского в развитие космонавтики.

  53. Электромагнитная теория света Д.К. Максвелла.

  54. Развитие дирижаблестроения в XIX и первой половине XX века.

  55. Вклад в развитие авиационной техники Л.Ф. Можайского.

  56. Теория эволюции Чарльза Дарвина.

  57. Кризис в физике в начале XX века.

  58. Вклад Альберта Эйнштейна в современную физику.

  59. Планетарная модель атома.

  60. Причины зарождения и сущность техногенной цивилизации.

  61. Квантовая механика.

  62. Создание кибернетики.

  63. Современное представление о микромире.

  64. Научно-техническая революция XX века.

  65. Генная инженерия

  66. Виды ресурсов для осуществления научно-технической деятельности.

  67. Факторы ограничения роста промышленного производства.

  68. Причины зарождения и сущность техногенной цивилизации.

  69. Две тенденции в решении глобальных экологических проблем.

  70. Экологическое производство, его основная цель и задачи.

  71. Развитие вычислительной техники во второй половине XX века.


III Распределение учебных часов по темам и видам занятий*


^ Наименование модулей и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

^ Модуль 1 Техника и знания о мире от возникновения человека до нового времени

Тема 1 Введение в историю науки и техники

5

3

2

Тема 2 Технические знания и технологии в первобытном обществе

5

3

2

Тема 3 Технические достижения и познание природы в древних земледельческих цивилизациях

7

3

4

Тема 4 Развитие знаний о природе и технике в Древней Греции и Риме

9

5

4

Тема 5 Технический прогресс и наука в средние века

8

4

4

Тема 6 Наука и техника в эпоху Возрождения

8

4

4

^ Модуль 2 История развития науки и техники (XVII-XX вв.)

Тема 7 Наука и техника в Новое время

8

4

4

Тема 8 Наука и техника в Индустриальную эпоху

8

4

4

Тема 9 Наука и техника в Постиндустриальную эпоху

8

4

4

Тема 10 Глобальные проблемы современности

8

4

4

ИТОГО:

74

38

36


* Аудиторные занятия и самостоятельная работа реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий.


IV Форма контроля – зачет


^ V Учебно-методическое обеспечение


Литература


Основная

  1. Черных, А. В., Авдеев, В. Т. История развития науки и техники (XVII - XX вв.). 2009 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library

  2. Черных, А. В., Авдеев, В. Т. Техника и знания о мире от возникновения человека до нового времени. 2009 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library

Дополнительная

  1. Соломатин, В. А. История науки [ЭР] : учеб. пособие для студентов вузов
    / В.А. Соломатин. - М.: Per Se, 2003. Гриф Министерства образования и науки РФ Электронная библиотека IT-книга. (www.it-kniga.com).

  2. Черный, А. А. История техники [ЭР] : учеб. пособие / А.А. Черный. - Пенза:
    Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005.Электронная библиотека IT-книга. (www.it-kniga.com).

  3. Шейпак, А. А. История науки и техники. Материалы и технологии: Учеб. пособие. Ч. II. - М.: МГИУ, 2007.


Средства обеспечения освоения дисциплины

  1. Рабочие учебники.

  2. Лекционный материал: видеоматериалы (телевизионные, слайд-лекции, слайд-тьюторинги и др.).

  3. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы.

  4. Обучающие и обучающе-контролирующие компьютерные программы для закрепления и углубления знаний по дисциплине.

  5. Тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга, базы вопросов промежуточной аттестации.



iran-v-srednie-veka.html
irbis-navigator-versiya-20-10-1-funkcionalnie-vozmozhnosti.html
irish-and-america.html
irkutskaya-oblast-zainteresovalas-mongolskim-myasom-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-10.html
irlandiya-chast-2.html
irlandiya-tihij-zapad.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-zadachi-kommivoyazhera-metodom.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-proizvodstvennogo-kontrolya-obrazovatelnaya-programma-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-o-predpriyatii-dlya-razmesheniya-na-sajte-mezhdunarodnogo-proekta-nobelevskie-lekcii-100-let.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-11-sentyabrya-2007-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/poslovici-o-strahe-i-smelosti-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-obshestvonedenie-grazhdanin-obshestvo-gosudarstvo.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-pitanie-i-poliv-umnih-gryadok-ili-kak-kormit-i-poit-ne-vo-vred-kurdyumov-nikolaj-umnij-ogorod-v-detalyah.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij-napravlenie-podgotovki-030900-yurisprudenciya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-elektivnomu-kursu-ya-vse-na-svete-izmeryayu-dlya-7-klassa-17-chasov-elektivnij-kurs-sostavlen-na-osnove-avtorskogo-metodicheskogo-posobiya-elektiv-7-9m-znanie2006.html
  • universitet.bystrickaya.ru/turciya-isk-genprokurora-k-pravyashej-partii-sposobstvuet-rostu-ee-populyarnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-iyunya-feliks-dzerzhinskij-dnevnik-zaklyuchennogo-pisma.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-110-zahvativayushij-kvestovij-triller-tainstvennoe-drevnee-bratstvo-uchenih-ateistov-illyuminati-ugrozhaet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ilya-stogov-otvertka-stranica-12.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-4-statya-obshie-svedeniya-4-stranica-7.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zakon-pro-zovnshnoekonomchnu-dyanst-ukrani-chast-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursnih-zadanij-regionalnogo-etapa-oblastnogo-konkursa-uchitel-goda-2011.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-dekabr-2009-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-vii-turnira-po-bistrim-shahmatam-posvyashennogo-pamyati-predsedatelya-zakonodatelnogo-sobraniya-chelyabinskoj-oblasti.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkretnost-i-obraznost-klyuchevih-slov-kurs-reklama-v-kommercheskoj-deyatelnosti-kurs-reklama-v-kommercheskoj-deyatelnosti.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-metel-vistrel-stancionnij-smotritel-barishnya-krestyanka-iz-povestej-belkina-13-f-m-dostoevskij-malchik-u-hrista-na-elke-14-n-s-leskov-chelovek-na-chasah-levsha-15-a-p-chehov-bezzashitnoe-sushestvo.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-o-hode-realizacii-meropriyatij-programmi-demograficheskogo-razvitiya-kondinskogo-rajona-na-2009-2011-godi.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauka-na-puti-k-celostnoj-kartine-mira-nauka-i-misticizm-v-hh-veke.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-normativnoe-upotreblenie-form-slov.html
  • crib.bystrickaya.ru/guba-ne-duma-moskovskij-komsomolec-ozerova-marina-15062005-130-str-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iiishevchenko-kirgizskoj-respubliki-bereginya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihofiziologicheskij-diagnosticheskij-kompleks-fobos-kak-metod-skrining-diagnostiki-anomalnih-lichnostnih-i-povedencheskih-nevroticheskih-i-psihosomaticheskih-narushenij.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-bezopasnost-proizvodstvennoj-deyatelnosti-tema-zabolevaniya-serdechno-sosudistoj-sistemi-i-okazanie-pervoj-pomoshi-v-krizisnih-situaciyah.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-drevnejshie-slavyane-boris-aleksandrovich-ribakov.html
  • studies.bystrickaya.ru/-programmi-i-uchebnij-plan-otdeleniya-teoreticheskoj-i-prikladnoj-lingvistiki-izdatelstvo-moskovskogo-universiteta-2009.html
  • education.bystrickaya.ru/-ya-zum-besten-haben-nemecko-russkij-frazeologicheskij-slovar.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-protokol-150-ot-14-maya-2012-g-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-vidachi-razreshenij-polozhenie-o-licenzirovanii-perevozok-morskim-transportom.html
  • student.bystrickaya.ru/13-soros-v-roli-kassandri-kapitalizma-1-nedavnie-sobitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-otkrivayushaya-novuyu-seriyu-izdatelstva-fenomen-xx-veka-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchet-nalogovih-platezhej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vii-revnost-katrin-blyum-dyuma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.