.RU

Клод Дебюсси

(1862—1918)

Французский композитор, пианист, дирижёр, критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884). Ученик А. Мармонтеля (фортепьяно), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк - сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений , а также как музыкальный критик (с 1901).

Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции : музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники «Прелюдию послеполуденному отдыху фавна» (по эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием.

Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 эскиза «Море» (1905) — самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

В некоторых произведениях — «Бергамасская сюита» для фортепьяно (1890), музыка к мистерии Г. Д'Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры» (1912) и др. — проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды , прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепьяно (1-я — 1910, 2-я — 1913), снабженные поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси , одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Сочинения:

оперы-
Родриг и Химена (1891-82, не окончена), Пеллеас и Мелизанда (лирическая драма по М. Метерлинку, 1893- 1902, поставлена 1902, театр "Опера комик", Париж);

балеты-
Игры (Jeux, либретто В. Нижинского, 1912, поставлен 1913, театр Еписейских полей, Париж), Камма (Khamma, 1912, фортепианный клавир; оркестровка T. Кёклена, концертное исполнение 1924, Париж), Ящик с игрушками (La Boite a joujoux, детский балет, 1913, перепожение для 2 фортепиано, оркестровка А. Капле, около 1923);

для солистов, хора и оркестра-
Даниэль (кантата, 1880-84), Весна (Printemps, 1882), Призыв (Invocation, 1883; сохранилась фортепианная и вокальная партии), Блудный сын (L'enfant prodigue, лирическая сцена, 1884), Диана в лесу (кантата, по героической комедии Т. де Банвиля,1884- 1886, не окончена), Дева-избранница (La Demoiselle elue, лирическая поэма, на сюжет поэмы английского поэта Д. Г. Россетти, французский перевод Г. Сарразена, 1887-88), Ода Франции (Ode a la France, кантата, 1916-17, не окончена, после смерти Дебюсси эскизы закончены и напечатаны М. Ф. Гайаром);

для оркестра-
Триумф Вакха (дивертисмент, 1882), Интермеццо (1882), Весна (Printemps, симфоническая сюита в 2частях, 1887; заново оркестрована по указаниям Дебюсси французским композитором и дирижёром А. Бюссе, 1907), Прелюдия к Послеполудню фавна (Prelude a L'apres midi d'un faune, по одноимённой эклоге С. Малларме, 1892-94), Ноктюрны: Облака, Празднества, Сирены (Nocturnes: Nuages, Fetes; Sirenes, с женским хором; 1897-99), Море (La mer, 3 симфонических эскиза, 1903-05), Образы: Жиги (оркестровка закончена Капле), Иберия, Весенние хороводы (images: Gigues, Iberia, Rondes de printemps, 1906-12);

для инструмента с оркестром-
Сюита для виолончели (Интермеццо, около 1880-84), фантазия для фортепиано (1889-91), Рапсодия для саксофона (1903-05, не окончена, завершена Ж. Ж. Роже-Дюкасом, опубликована 1919), Танцы (для арфы в сопровождении струнного оркестра, 1904), Первая рапсодия для кларнета (1909-10, первоначально для кларнета и фортепиано);

камерно-инcтрументальные ансамбли-
фортепианное трио (G-dur, 1880), струнный квартет (g-moll, ор. 10, 1893), соната для флейты, альта и арфы (1915), соната для виолончели и фортепиано (d-moll, 1915), соната для скрипки и фортепиано (g-moll, 1916);

для фортепиано в 2 руки-
Цыганский танец (Danse Bohemienne, 1880), Две арабески (1888), Бергамасская сюита (1890-95), Грёза (Reverie), Баллада (Ballade slave), Танец (Штирийская тарантелла), Романтический вальс, Ноктюрн, Мазурка (все 6 пьес -1890), Сюита (1901), Эстампы (1903), Остров радости (L'lsle joyeuse, 1904), Маски (Masques, 1904), Образы (Images, 1-я серия, 1905; 2-я серия, 1907), Детский уголок (Children's corner, сюита для фортепиано, 1906-08), Двенадцать прелюдий (1-я тетрадь, 1910; 2-я тетрадь, 1910-13), Героическая колыбельная (Berceuse Heroique pour rendre hommage a S. М. le Roi Albert l-er des Belges et a ses soldats, 1914; оркестровая редакция, 1914), Двенадцать этюдов (1915) и др.;

для фортепиано в 4 руки-
Дивертисмент и Andante cantabile (ок. 1880), симфония (h-moll, 1 ч., 1880, найдена и опубликована в Москве, 1933), Маленькая сюита (1889), Шотландский марш на народную тему (первоначальное название: Marche des anciens Comtes de Ross - ecoasaise, 1891, также переложение для симфонического оркестра Д.), Шесть античных эпиграфов (Six epigraphes antiques, 1915) и др.;

для 2 фортепиано в 4 руки-
Линдараха (Lindaraja, 1901), Белым и чёрным (En blanc et noir, сюита из 3 пьес, 1915);

для флейты-
Флейта Пана (Syrinx, 1912);

для хора a cappella-
Три песни Шарля Орлеанского (1898-1908);

для голоса с фортепиано-
Песни и романсы (слова Т. де Банвиля, П. Бурже, А. Мюссе, М. Бушора, ок. 1876), Три романса (cлова Л. де Лиля, 1880-84), Пять стихотворений Бодлера (1887-89), Забытые ариетты (Ariettes oubliees, слова П. Верлена, 1886-88), Два романса (слова Бурже, 1891), Три мелодии (слова Верлена, 1891), Лирические прозы (Proses lyriques, слова Д., 1892-93), Песни Билитис (Chansons de Bilitis, слова П. Луиса, 1897), Три песни Франции (Trois chansons de France, слова Ш. Орлеанского и Т. Эрмита, 1904), Три баллады на слова Ф. Вийона (1910), Три стихотворения С. Малларме (1913), Рождество детей, не имеющих больше крова (Noel des enfants qui n'ont plus de maisons, слова Д., 1915) и др.;

музыка к спектаклям драматического театра -
Король Лир (эскизы и наброски, 1897-99), Мученичество святого Себастьяна (музыка к одноименной оратории-мистерии Г. Д'Аннунцио, 1911);

транскрипции-
произведений К. В. Глюка, Р. Шумана, К. Сен-Санса, Р. Вагнера, .Э. Сати, П. И. Чайковского (3 танца из балета "Лебединое озеро") и др.


a-volkanov-domashnij-konditer-chast-2.html
a-volkanov-domashnij-konditer-chast-24.html
a-volkanov-domashnij-konditer-chast-29.html
a-volkanov-domashnij-konditer-chast-33.html
a-volkanov-domashnij-konditer-chast-8.html
a-ya-lezdinsh-institut-prakticheskoj-astrologii-ipa-g-moskva.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-proizvodstvennogo-monitoringa-predpriyatiya-ooo-kronostar-kronostar.html
  • student.bystrickaya.ru/23-vnesenie-izmenenij-v-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-iili-v-dokumentaciyu-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-yavlyaetsya-itogom-nauchnogo-issledovaniya-knizhnogo-dela-orlovskoj-gubernii-xviii-nachala-xx-vv-i-posvyashena-opisaniyu-bibliotechnoj-sistemi-orlovskoj-gubernii-ukazannogo-perioda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-mi-vse-uchilis-ponemnogu-chemu-nibud-i-kak-nibud-andrej-andreevich-ulanovdmitrij-vladimirovich-shein.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiticheskij-vestnik-soveta-federacii-fs-rf.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-kursa-disciplini-modulya-mou-staromihajlovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokladi-konferencii-baltimix-2006.html
  • pisat.bystrickaya.ru/talant-iskra-bozhiya-kotorij-chelovek-obiknovenno-szhigaet-sebya-osveshaya-etim-pozharom-put-drugim.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/slozhnost-verifikacii-multiagentnih-sistem-s-veroyatnostnimi-sostoyaniyami-i-programmami.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-obshaya-chast-chast-28.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-stranica-37.html
  • school.bystrickaya.ru/machiavellithe-prince-essay-research-paper-nicholas-sine.html
  • books.bystrickaya.ru/eevolyuciya-dushi-sadguru-shivajya-subramuniyasvami.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kontrolna-z-zovnshnoekonomchno-dyalnost2-chast-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/abdurrahman-dzhami-rodnik-zhemchuzhin-persidskotadzhikskaya-klassicheskaya-poeziya.html
  • college.bystrickaya.ru/1930-g-r-s-krasnousolskij-stekolnij-zavod-rabochaya-amirhanova-husna-mustafovna-1919.html
  • student.bystrickaya.ru/3-obespechenie-uspeha-programm-po-korporativnomu-dobrovolchestvu-n-slabzhanin-kak-effektivno-rabotat-s-dobrovolcami.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-po-kursu-matematika-10-klass-profilnij-uroven.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-mou-sosh-im-a-n-arapova-na-2007-2008-uchebnij-god-gorodskoj-okrug-verh-nejvinskij-stranica-10.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sihologiya-starosti-i-stareniya-hrestomatiya-dlya-studentov-psihologicheskih-fakultetov-visshih-uchebnih-zavedenij-sostaviteli-o-v-krasnova-a-g-liders-moskva-academa-2003-stranica-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vprosni-k.html
  • literature.bystrickaya.ru/blok-shema-posledovatelnosti-dejstvij-pri-predostavlenii-gosudarstvennoj-uslugi-po-istrebovaniyu-dokumentov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zao-biznes-shkola-intel-sintez-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/z-v-krecan-kandidat-pedagogicheskih-nauk-docent-pervij-prorektor-kripkipro-stranica-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-filosofiya-drevnej-indii-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-red.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-duhovnosti-v-ukraine-massovaya-i-elitarnaya-kultura.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravopisanie-orfografiya-i-punktuaciya-prikaz-minobrazovaniya-rf-ot-5-marta-2004g-n1089.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-mihail-vasilevich-supotnickij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostav-pomeshenij-gostinichnogo-predpriyatiya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-literaturnaya-kritika-pyatiknizhiya-edvard-yang.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predmet-na-dejnost-konsolidiran-otchet-za-finansovoto-sstoyanie-1.html
  • writing.bystrickaya.ru/engelgardt-vilgelm-karpovich.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-likvidator-pahanov-chernoe-pravosudie.html
  • urok.bystrickaya.ru/pora-lechititogi-5007-oleg-sulkin-obzor-centralnoj-rossijskoj-pressi-po-socialnoj-tematike.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-otrazheniya-obeta-dzhejms-trefil.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.