.RU

Клод Дебюсси

(1862—1918)

Французский композитор, пианист, дирижёр, критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884). Ученик А. Мармонтеля (фортепьяно), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк - сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений , а также как музыкальный критик (с 1901).

Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции : музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники «Прелюдию послеполуденному отдыху фавна» (по эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием.

Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 эскиза «Море» (1905) — самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

В некоторых произведениях — «Бергамасская сюита» для фортепьяно (1890), музыка к мистерии Г. Д'Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры» (1912) и др. — проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды , прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепьяно (1-я — 1910, 2-я — 1913), снабженные поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси , одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Сочинения:

оперы-
Родриг и Химена (1891-82, не окончена), Пеллеас и Мелизанда (лирическая драма по М. Метерлинку, 1893- 1902, поставлена 1902, театр "Опера комик", Париж);

балеты-
Игры (Jeux, либретто В. Нижинского, 1912, поставлен 1913, театр Еписейских полей, Париж), Камма (Khamma, 1912, фортепианный клавир; оркестровка T. Кёклена, концертное исполнение 1924, Париж), Ящик с игрушками (La Boite a joujoux, детский балет, 1913, перепожение для 2 фортепиано, оркестровка А. Капле, около 1923);

для солистов, хора и оркестра-
Даниэль (кантата, 1880-84), Весна (Printemps, 1882), Призыв (Invocation, 1883; сохранилась фортепианная и вокальная партии), Блудный сын (L'enfant prodigue, лирическая сцена, 1884), Диана в лесу (кантата, по героической комедии Т. де Банвиля,1884- 1886, не окончена), Дева-избранница (La Demoiselle elue, лирическая поэма, на сюжет поэмы английского поэта Д. Г. Россетти, французский перевод Г. Сарразена, 1887-88), Ода Франции (Ode a la France, кантата, 1916-17, не окончена, после смерти Дебюсси эскизы закончены и напечатаны М. Ф. Гайаром);

для оркестра-
Триумф Вакха (дивертисмент, 1882), Интермеццо (1882), Весна (Printemps, симфоническая сюита в 2частях, 1887; заново оркестрована по указаниям Дебюсси французским композитором и дирижёром А. Бюссе, 1907), Прелюдия к Послеполудню фавна (Prelude a L'apres midi d'un faune, по одноимённой эклоге С. Малларме, 1892-94), Ноктюрны: Облака, Празднества, Сирены (Nocturnes: Nuages, Fetes; Sirenes, с женским хором; 1897-99), Море (La mer, 3 симфонических эскиза, 1903-05), Образы: Жиги (оркестровка закончена Капле), Иберия, Весенние хороводы (images: Gigues, Iberia, Rondes de printemps, 1906-12);

для инструмента с оркестром-
Сюита для виолончели (Интермеццо, около 1880-84), фантазия для фортепиано (1889-91), Рапсодия для саксофона (1903-05, не окончена, завершена Ж. Ж. Роже-Дюкасом, опубликована 1919), Танцы (для арфы в сопровождении струнного оркестра, 1904), Первая рапсодия для кларнета (1909-10, первоначально для кларнета и фортепиано);

камерно-инcтрументальные ансамбли-
фортепианное трио (G-dur, 1880), струнный квартет (g-moll, ор. 10, 1893), соната для флейты, альта и арфы (1915), соната для виолончели и фортепиано (d-moll, 1915), соната для скрипки и фортепиано (g-moll, 1916);

для фортепиано в 2 руки-
Цыганский танец (Danse Bohemienne, 1880), Две арабески (1888), Бергамасская сюита (1890-95), Грёза (Reverie), Баллада (Ballade slave), Танец (Штирийская тарантелла), Романтический вальс, Ноктюрн, Мазурка (все 6 пьес -1890), Сюита (1901), Эстампы (1903), Остров радости (L'lsle joyeuse, 1904), Маски (Masques, 1904), Образы (Images, 1-я серия, 1905; 2-я серия, 1907), Детский уголок (Children's corner, сюита для фортепиано, 1906-08), Двенадцать прелюдий (1-я тетрадь, 1910; 2-я тетрадь, 1910-13), Героическая колыбельная (Berceuse Heroique pour rendre hommage a S. М. le Roi Albert l-er des Belges et a ses soldats, 1914; оркестровая редакция, 1914), Двенадцать этюдов (1915) и др.;

для фортепиано в 4 руки-
Дивертисмент и Andante cantabile (ок. 1880), симфония (h-moll, 1 ч., 1880, найдена и опубликована в Москве, 1933), Маленькая сюита (1889), Шотландский марш на народную тему (первоначальное название: Marche des anciens Comtes de Ross - ecoasaise, 1891, также переложение для симфонического оркестра Д.), Шесть античных эпиграфов (Six epigraphes antiques, 1915) и др.;

для 2 фортепиано в 4 руки-
Линдараха (Lindaraja, 1901), Белым и чёрным (En blanc et noir, сюита из 3 пьес, 1915);

для флейты-
Флейта Пана (Syrinx, 1912);

для хора a cappella-
Три песни Шарля Орлеанского (1898-1908);

для голоса с фортепиано-
Песни и романсы (слова Т. де Банвиля, П. Бурже, А. Мюссе, М. Бушора, ок. 1876), Три романса (cлова Л. де Лиля, 1880-84), Пять стихотворений Бодлера (1887-89), Забытые ариетты (Ariettes oubliees, слова П. Верлена, 1886-88), Два романса (слова Бурже, 1891), Три мелодии (слова Верлена, 1891), Лирические прозы (Proses lyriques, слова Д., 1892-93), Песни Билитис (Chansons de Bilitis, слова П. Луиса, 1897), Три песни Франции (Trois chansons de France, слова Ш. Орлеанского и Т. Эрмита, 1904), Три баллады на слова Ф. Вийона (1910), Три стихотворения С. Малларме (1913), Рождество детей, не имеющих больше крова (Noel des enfants qui n'ont plus de maisons, слова Д., 1915) и др.;

музыка к спектаклям драматического театра -
Король Лир (эскизы и наброски, 1897-99), Мученичество святого Себастьяна (музыка к одноименной оратории-мистерии Г. Д'Аннунцио, 1911);

транскрипции-
произведений К. В. Глюка, Р. Шумана, К. Сен-Санса, Р. Вагнера, .Э. Сати, П. И. Чайковского (3 танца из балета "Лебединое озеро") и др.


a-volkanov-domashnij-konditer-chast-2.html
a-volkanov-domashnij-konditer-chast-24.html
a-volkanov-domashnij-konditer-chast-29.html
a-volkanov-domashnij-konditer-chast-33.html
a-volkanov-domashnij-konditer-chast-8.html
a-ya-lezdinsh-institut-prakticheskoj-astrologii-ipa-g-moskva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mednij-izumrud-kazahskih-stepej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prikazivayu-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/klark-artur-molot-gospoden-klassicheskaya-fantastika-geroi-stalkivayutsya-s-predstavitelyami-inoplanetnih-civilizacij.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vistavochnogo-knizhnogo-biznesa-zaklyuchenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-g-grafskij-uchebnik-teoriya-go-stranica-44.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-sini-otvazhnie-rossii-po-teme-istoricheskaya-lichnost-graf-muravev-amurskij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/20-finansova-informaciya-prospekt-za-dopuskane-do-trguvane-na-reguliran-pazar-na-cennite-knizha-na.html
  • thescience.bystrickaya.ru/intermediya-vremya-ne-zhdyot-konferenciya-i-ne-tolko-i-kto-tam-u-kostra-sidit.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informatika-programma-vstupitelnih-ispitanij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-cik-bashkirii-postupilo-bolee-400-zhalob-na-podgotovku-v-k-viboram-gosduma-rf-monitoring-smi-23-26.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-geometricheskoe-modelirovanie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskazi-legitimiruyushie-znanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spravka-o-sostoyanii-prepodavaniya-v-i-druzhinin-rektor-instituta-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-rabotnikov.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-7-pravila-programmirovaniya-na-si-i-si-alen-i-golub.html
  • student.bystrickaya.ru/-112-kollektivnoe-povedenie-sociologiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zdorove-passazhirov-avtobusa-iz-kazahstana-posle-avarii-v-barnaule-ne-vizivaet-bespokojstva-internet-resurs-itar-tasscom-03052011.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-drevnerusskogo-yazika-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-29-net-takogo-zakona-po-kotoromu-nechto-dolzhno-vosproizvodit-to-chto-emu-vrazhdebno-gubitelno-dlya-nego.html
  • education.bystrickaya.ru/2-avgusta-babininskij-rajon.html
  • studies.bystrickaya.ru/haos-i-poryadok-poryadok-i-besporyadok-v-prirode.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vipolneniyu-zadanij-ocenka-ue-0.html
  • control.bystrickaya.ru/dannoe-izdanie-poslednyaya-chast-kursa-lekcij-prochitannih-avtorom-v-akademii-astrologii-v-1990-1991-ucheb-g-temi-lekcij-voshedshih-v-knigu-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-literaturi-v-formate-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-tema-ispitanie-lyubovyu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/www-zarubezhka-totl-narod-ru-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proishodit-svoeobraznij-ih-perekos-akcentuaciya-virazhennost-akcentuacij-haraktera-mozhet-bit-razlichnoj-ot-legkoj-zametnoj-lish-blizhajshemu-okruzheniyu-do-stranica-11.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotacii-programm-disciplin-uchebnogo-plana-pedagogicheskoe-orazovanie.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-12-10-2005-neroznak-vsevolod-06-00-07-30-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stabilizator-napryazheniya.html
  • control.bystrickaya.ru/dlov-prijomi-ta-peregovori-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byudzhetnie-celevie-programmi-i-neprogrammnaya-deyatelnost-91-raspredelenie-rashodov-po-celyam-zadacham-i-programmam-95-rezultativnost-byudzhetnih-rashodov-98-stranica-17.html
  • crib.bystrickaya.ru/grammaticheskoe-zadanie-k-ekzamenacionnomu-diktantu-30-ballov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-elektrotehnika-i-elektronika-dlya-specialnosti-220400-programmnoe-obespechenie-vichislitelnoj-tehniki-i-avtomatizirovannih-sistem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-sredi-obuchayushihsya-7-11-h-klassov-byudzhetnih.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-programmi-razvitiya-gosudarstvennogo-universiteta-visshej-shkoli-ekonomiki-2-stranica-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-21.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.