.RU

М. 3 ЭДС в - Дипломная работа


^ М. 3 ЭДС в
движущихся

проводниках
М. 4 Закон
ЭМИ


^ М. 5 Явление самоиндукции. Индуктивность.
Энергия магнитного поля.

М.6 Использование явления ЭМИ

ЭМИ (повторение темы)


Последовательность изучения модулей определяется:

  1. логикой развития содержания;

  2. тем, как каждый из модулей работает на осознание общих закономерностей;

  3. возможностями для постепенного усложнения формируемых умений самостоятельной работы.

Разрабатывая систему заданий для данных модулей, учитывалась, что продолжительность развития познавательной самостоятельности соответствующего уровня у разных учеников неодинакова. В соответствии с этим, в классе можно выделить детей, которые могут самостоятельно осваивать материал, используя сформированные системные знания в качестве способа деятельности. Такие ученики в состоянии самостоятельно выбрать желаемый уровень усвоения, определить длительность и последовательность работы, выбрать необходимые источники информации и организовывать работу с ними, осуществить самоконтроль своей учебной деятельности.


^ 2.3 Обучающие модули по теме: «Электромагнитная индукция»

Маршрутная карта самостоятельной работы.

Модуль №1 Явление электромагнитной индукции

Цели модуля: 1. Усвоить явление электромагнитной индукции.

2. Научиться решать качественные задачи.

Структура модуля: Индукционный ток. Способы получения индукционного тока. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

Учебные цели: 1.Усвоить явление электромагнитной индукции

и условия его возникновения.

2.Уметь охарактеризовать явление по обобщен-

ному плану.

3.Усвоить понятие магнитный поток.

4.Уметь решать качественные задачи.

Основные понятия и термины: магнитное поле, индукционный

ток, магнитный поток, единицы измерения магнитного потока явление электромагнитной индукции.

Источники информации: учебник п.п.8 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.) или п.п.32- 33 (В.А.Касьянов); С.Д.Тюлякова, Г.М.Янюшкина «Система упражнений при изучении темы «Электромагнитная индукция»

^ Задания для самостоятельной работы.

1. Прочитайте в учебнике п.8 (Г.Я.Мякишев). По обобщенному плану расскажите о явлении электромагнитной индукции (письменно, с помощью учителя).

План:

1) Название явления;

2) Признаки;

3) Условия возникновения;

4) Определение;

5) Опыты;

6) Применение.

2. Проделать опыты Майкла Фарадея и обсудить результаты (с помощью учителя).

3. Обсудите в парах и ответьте письменно на следующие вопросы: а) Что такое магнитный поток?

б) От чего он зависит?

в) Запишите формулу магнитного потока и

единицы измерения.

4. Будет ли возникать индукционный ток в случае: а) когда замкнутый проводящий контур пересекается магнитным полем (уровень понимания);







В

б) когда в однородное магнитное поле падает кольцо;





В





V


в
) когда якорем замыкают полюса дугообразного магнита;


5. Почему для обнаружения индукционного тока замкнутый проводник лучше брать в виде катушки, а не в виде прямолинейного провода?

6. При каком направлении движения контура в магнитном поле будет возникать индукционный ток?


+
+ +


+ +
Б + + В +

+ + +В

+ + + +

+ А + + Г +

6. Всегда ли при изменении потока магнитной индукции в проводящем контуре в нем возникает индукционный ток?

7. Экспериментальное задание: Продемонстрируйте явление электромагнитной индукции, имея следующее оборудование: катушку от трансформатора на 220 В, гальванометр, провода, полосовой магнит и ответьте на вопросы :

а) как будет меняться результат опыта, если два полосовых магнита сначала сложить одноименными полюсами, а затем разноименными?

б) как и почему изменяются результаты опыта, если в соленоид вставить (убрать) сердечник?

в) как будет протекать опыт, если полосовой магнит вращать вокруг продольной оси в катушке?

8. Почему телефонный провод не следует располагать вблизи проводов переменного тока и радиолиний?

9. Подземный кабель, питающий током предприятия, жилые дома и др. не разрешается прокладывать вблизи газовых, водопроводных и теплофикационных линий. Почему?

10. При ударе молнии на некотором расстоянии от удара иногда обнаруживают повреждения электроизмерительных приборов. Объясните явление.

11. Как, используя явление электромагнитной индукции, можно обнаружить обрыв провода в обмотке якоря генератора постоянного тока или стартера, который часто возникает на практике?

Задания для самоконтроля

  1. Магнитный поток в 1 Вб может быть выражен в СИ как

1) 1Н м 2) 1 Тлм 3) 1 Тл/с

  1. Катушка замкнута на гальванометр.

А. В катушку вдвигают постоянный магнит.

В. Катушку надевают на постоянный магнит.

Электрический ток возникает

1) только в случае А 2) только в случае Б

3) в обоих случаях 4) ни в одном

  1. Медное кольцо, находящееся в магнитном поле, поворачивается из положения, когда его плоскость параллельна линиям магнитной индукции, в перпендикулярное положение. Модуль магнитного потока при этом

1) увеличивается 2) уменьшается

3) не изменяется 4) равен нулю


4. Будет ли возникать индукционный ток в случаи, когда в однородное магнитное поле падает кольцо?



В


v

1) да 2) нет

5. Два рельса замкнуты на конце третьим проводником (см. рис.). Четвертый проводник параллельный ему и имеющий с рельсами надемный контакт в точках 1 и 2, катится по ним с некоторой скоростью v в магнитном поле, индукция которого B. Как направлен индукционный ток на участке цепи 1 и 2, и в какой из точек 1 и 2 потенциал больше?

А) рис.1

    1. от 1 к 2, 3) от 1 к 2,

    2. о

      2
      т 2 к 1, 4) от 2 к 1,




B




1

(рис.1)


Б) рис.2


1)от 1 к 2, 3) от 1 к 2,

2)от 2 к 1, 4) от 2 к 1,


2

B






1

рис.2

6. Прямоугольный плоский проводящий контур находится в однородном магнитном поле, вектор индукции которого B. Модуль вектора магнитной индукции увеличивается со временем. Как направлен индукционный ток на участках контура 1-2 и 3-4?

  1. от 2 к 1 и от 3 к 4 2 3

  2. от 1 к 2 и от 4 к 3

  3. о
    B
    т 2 к 1 и от 4 к 3

  4. от 1 к 2 и от 3 к 4

1 4

Маршрутная карта самостоятельной работы.

Модуль №2 Вихревое электрическое поле. Правило Ленца.

Цели модуля: 1.Познакомиться с понятием вихревое электрическое поле.

2. Знать правило Ленца.

3. Уметь решать качественные и количественные задачи

на определение направления индукционного тока в проводнике.

Структура модуля: У.Э.-1 Вихревое электрическое поле.

Основные вопросы: 1. Вихревое электрическое поле.

2. Условия возникновения вихревого э.п.

3. Отличие вихревого э.п. от электростатического и маг-

нитного.

Основные понятия и термины: Индукционный ток, магнитное поле, магнитный поток, вихревое электрическое поле.

Источники информации: Учебники п.п.12 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.) или п.п.32 (Касьянов В.А.) С.Д.Тюлякова, Г.М.Янюшкина “Система упражнений при изучении темы электромагнитная индукция”, Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. “Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля” физика 11 (ч.2), Л.А.Кирик “Электродинамика, оптика, квантовая физика” 11класс.

У.Э.-2 Правило Ленца.

Основные вопросы: 1.Направление индукционного тока.

2. Условия возникновения индукционного тока.

3. Правило Ленца.

Основные понятия и термины: Индукционный ток, правило Ленца, замкнутый контур, магнитный поток, вектор магнитной индукции.

Источники информации: Учебник п.п.10 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.) или п.п.32 (Касьянов В.А.) , С.Д.Тюлякова, Г.М.Янюшкина “Система упражнений при изучении темы электромагнитная индукция”, Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. “Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля” физика 11 (ч.2), Л.А.Кирик “Электродинамика, оптика, квантовая физика” 11класс.

^ Задания для самостоятельной работы по У.Э.-1

1. Прочитать п.10 (Г.Я.Мякишев). Составить конспект по параграфу.

2. Какова природа сторонней силы, вызывающей появление индукционного тока в неподвижном проводнике? (Ответить на вопрос на основе конспекта). (Уровень понимания).

3. По какому признаку проводится подразделение электрических и магнитных полей на:

а) однородное и неоднородное?

б) статическое и переменное?

в) потенциальное и вихревое?

(Работа в группах).

4. Сравните электростатическое, магнитное и вихревое электрическое поля. По результатам сравнения заполните таблицу. (уровень понимания и запоминания).



Сведения о поле

Поле

Электростатическое

Магнитное

Вихревое

электрическое

1. Источник поля

2. Индикатор поля

3. Характер поля

4. Силовые линии











5. Пользуясь прибором, который называется трансформатор, объясните, почему когда одну из катушек трансформатора подключаем к источнику тока, то и в другой катушке появляется электрический ток? (уровень понимания).

6. В каких случаях электрическое поле называют вихревым э.п.?

7. Как можно устранить появления токов Фуко?

Задания для самоконтроля по У.Э.-1

1. Вихревое электрическое поле возникает в результате:

а) изменения во времени магнитного поля;

б) изменения электростатического;

в) само по себе;

г) нет правильного ответа.

2. Силовые линии вихревого электрического поля:

а) замкнуты б) незамкнуты.

3. Из перечисленных ниже свойств выделите те, которые относятся только к индукционному электрическому полю:

1-непрерывность в пространстве;

2-линии напряженности обязательно связаны с электрическими зарядами;

3-работа сил поля при перемещении заряда по любому замкнутому пути равна нулю;

4-поле обладает запасом энергии;

5-работа сил поля по перемещению заряда по замкнутому пути может быть не равна нулю.

^ Задания для самостоятельной работы по У.Э.-2

1. Экспериментальное задание №1 Обнаружение того, что ток имеет направление.

Оборудование: Катушка, полосовой магнит, гальванометр, провода.

Задание а). С помощи предложенных приборов проделайте самостоятельно опыт Майкла Фарадея.

б). Как ведет себя стрелка гальванометра в том случае, когда магнит вносят и выносят из катушки?

в). Как ведет себя стрелка гальванометра при условии, что сначала в катушку вносят магнит одним полюсом, а затем другим?

г). Что можно сказать об индукционном токе, который возникает в катушке во всех случаях? (Выводы все записать). (Уровень понимания).

2. Экспериментальное задание №2. Увидеть условие возникновения индукционного тока.

Оборудование: Два легких алюминиевых кольца, одно из которых имеет разрез, полосовой магнит, подставка.

Задание: а) Возьмите магнит и начинайте приближать и удалять его от разрезанного кольца. Что происходит в это время с магнитным потоком пронизывающий контур? Почему кольцо не взаимодействует с магнитом и можно ли сказать, что в кольце возникает индукционный ток? Проверьте свой ответ с замкнутым кольцом и полученные выводы запишите.

б) Проделайте еще раз опыт с замкнутым кольцом. Что происходит, когда магнит вносят в кольцо и в случаи, когда магнит выносят из кольца? Какой вывод можно сделать, говоря об индукционном токе, возникающем в о в обоих случаях? Выводы запишите. (Уровень понимания).

3. Прочитайте п.3. Сделайте рисунки. Почему в обоих случаях индукционный ток, возникающий в катушке, имеет именно такое направление. (Уровень понимания).

4*Самостоятельно сделайте рисунки для случая, когда магнит вносят и выносят из катушки южным полюсом.

5. Как будет направлен индукционный ток в этом случае?

6. Сделайте краткую запись правила Ленца. (Уровень запоминания).

7. Чем определяется направление индукционного тока?

  1. Экспериментальное задание №3. Экспериментальное доказательство правило Ленца, определяющие направление тока при электромагнитной индукции.

Оборудование: 1) дугообразный магнит, 2) катушка – моток, 3) миллиамперметр, 4) полосовой магнит.

^ Теоретическое обоснование

Согласно закону электромагнитной индукции (или закону Фарадея-Максвелла), ЭДС электромагнитной индукции Е в замкнутом контуре численно равна и противоположна по знаку скорости изменения магнитного потока Ф через поверхность, ограниченную эти контуром.

Е= - Ф. (1)

Для определения знака ЭДС индукции (и соответственно направления индукционного тока) в контуре это направление сравнивается с выбранным направлением обхода контура.

Направление индукционного тока (так же как и величина ЭДС индукции) считается положительным, если оно совпадает с выбранным направлением обхода контура, и считается отрицательным, если оно противоположно выбранному направлению обхода контура. Воспользуемся законом Фарадея – Максвелла для определения направления индукционного тока в круговом проволочном витке площадью S. Предположим, что в начальный момент времени t=0 индукция магнитного поля в области витка равна нулю (рис. 1, а). В следующий момент времени t= виток перемещается в область магнитного поля, индукция которого направлена перпендикулярно плоскости витка к нам (рис. 1, б).

t1=0 t=



а) б)

рис.1


За направление обхода контура выберем направление по часовой стрелке. По правилу буравчика вектор площади контура будет направлен от нас перпендикулярно площади контура.

Магнитный поток Ф, пронизывающий контур в начальном положении витка, равен нулю (В=0):

Ф=0.

Магнитный поток в конечном положении витка

=Всоs 180=-ВS.


Изменение магнитного потока в единицу времени

Ф = = - .

Значит, ЭДС индукции, согласно формуле (1), будет положительной:

Е

Это означает, что индукционный ток в контуре будет направлен по часовой стрелке. Соответственно, согласно правилу буравчика для контурных токов, собственная индукция В на оси такого витка будет направлена против индукции внешнего магнитного поля (рис. 1, б).

Согласно правилу Ленца, индукционный ток в контуре имеет такое направление, что созданный им магнитный поток через поверхность, ограниченную контуром, препятствует изменению магнитного потока, вызывающего этот ток.

Индукционный ток наблюдается и при усилении внешнего магнитного поля в плоскости витка без его перемещения. Например, при вдвигании полосового магнита в виток возрастает внешнее магнитное поле и магнитный поток, его пронизывающий (рис.2, а). Это приведет к возникновению индукционного тока I такого направления, что (рис.2, б).




а) б)

рис.2


Схема экспериментальной установки приведена на рисунке 3. Дугообразный магнит 1 вдвигают северным полюсом в катушку – моток 2, присоединенную к миллиамперметру 3. направление и величину индукционного тока в катушке определяют по знаку и величине отклонения стрелки миллиамперметра.


Рис.3


Результаты данного эксперимента фиксируйте в таблице 1 в соответствии с рисунком 2. Здесь I - показания миллиамперметра, которые считаются положительными при отклонении стрелки вправо.

Таблица 1

Направление обхода контура
















Ф



Ф



=Ф-Ф



Е

(знак)


I

(напр.)



I






















+




+15 мА



^ Порядок выполнения работы

1. Катушка – моток 2 (см. рис.3) подключите к зажимам миллиамперметра.

2. Северный полюс дугообразного магнита внесите в катушку вдоль ее оси. В последующих опытах полюса магнита перемещайте с одной и той же стороны катушки, положение которой не изменяется.

Проверьте соответствие результатов опыта с таблицей 1.

3. Удалите из катушки северный полюс дугообразного магнита. Результаты опыта представьте в таблице 2.


Таблица 2.

Направление обхода контура
















Ф



Ф



=Ф-Ф



Е

(знак)


I

(напр.)



I






























4. Внесите в катушку южный полюс дугообразного магнит. Результаты опыта представьте в таблице 3.


Таблица 3.

Направление обхода контура
















Ф



Ф



=Ф-Ф



Е

(знак)


I

(напр.)



I






























5. Удалите из катушки южный полюс дугообразного магнита. Результаты опыта представьте в таблице 4.

Таблица 4.

Направление обхода контура
















Ф



Ф



=Ф-Ф



Е

(знак)


I

(напр.)



I






























Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Дополнительное задание. Качественно проверить зависимость ЭДС индукции от модуля вектора магнитной индукции и скорости движения проводника.

1. Внесите в катушку вдоль ее оси два магнита – полосовой и дугообразный 4 (см. рис.3), сложенные вместе одноименными полюсами.

Запишите величину и знак индукционного тока.



2. Повторите предыдущий опыт, вдвигая магниты в катушку с большей скоростью. Запишите величину и знак индукционного тока.



Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9
. На рисунке изображены различные случаи направления линий магнитной индукции В магнитного поля, пронизывающего замкнутый контур. Установите и изобразите направление линий магнитной индукции возникающего магнитного поля индукционного тока для каждого случая, если изменение магнитного потока () указано.





10. Замкнутый контур вводится в однородное магнитное поле. Изобразите направление линий магнитной индукции, созданной индукционным током для данного случая.








11. Рамка АБСД подключена к источнику тока. Определите и

зарисуйте направление линий магнитной индукции В магнитного поля, создаваемого током.








12. На рисунке изображены линии индукции возрастающего магнитного поля (возрастание или убывание полей выражается густотой линий магнитной индукции). Определите и зарисуйте направление линий напряженности вихревого электрического поля.








13. Изобразите магнитное поле, линии, индукции которого направлены от наблюдателя. Как направлены линии напряженности вихревого электрического поля, если индукция магнитного поля увеличивается (уменьшается)? (уровень понимания).


14.Укажите направление индукционного тока в рамке при введении ее в однородное магнитное поле и выведении из него.





1
5. Определите направление индукционного тока в проводнике CD в случае, когда прямолинейные части контура АВ и CD сближают и удаляют.


16*1) Найдите направление индукционного тока, возникающего в контуре В (рис.а, б), если в цепи контура А ключ замыкают (размыкают).





2) Укажите направление индукционного тока в витке В (рис. б), если при замкнутом ключе К в цепи витка А скользящий контакт реостата R передвигают вправо и когда его передвигают влево.

17* В кольце А поддерживается ток I. Кольцо В вращается внутри кольца А. Будет ли возникать индукционный ток в кольце В? Как будет изменяться направление этого тока?





18. Катушка-моток замкнута на гальванометр. Укажите направление индукционного тока в катушке, когда в нее вводят магнит и когда из нее выводят магнит.






19. Постоянный магнит вдвигается в металлическое кольцо северным (южным) полюсом. Притягивается кольцо к магниту или отталкивается от него? Какое направление имеет индукционный ток в кольце, если смотреть со стороны вдвигаемого магнита? Решите эту задачу для случая, если магнит выдвигать из кольца северным (южным) полюсом.

Результаты оформите в виде таблицы:




^ Магнит

вдвигается

Магнит выдвигается

Северным полюсом







^ Южным полюсом








20. На сердечник катушки надето проводящее кольцо. В каком направлении будет действовать сила на это кольцо, если а) замкнуть ключ К; б) разомкнуть ключ К? Изменится ли направление силы, если поменять полярность батареи?





21* Прямой магнит падает сквозь медное кольцо. Будет ли магнит падать с ускорением свободного падения? Если нет, то которое из ускорений будет больше: а или g?





22*Три одинаковых полосовых магнита падают в вертикальном положении одновременно с одной высоты.

Первый падает свободно, второй во время падения проходит сквозь незамкнутый соленоид, третий – сквозь замкнутый соленоид. Сравните время падения магнитов.

22.** В катушку быстро вдвигают ненамагниченный стальной стержень. Начертите примерный график изменения тока в катушке при вдвигании и выдвигании стержня. Объясните изменение силы тока в катушке. (С помощью учителя).





23. Экспериментальное задание №4.

Оборудование: нить, магнитная стрелка, медный или алюминиевый диск, лист бумаги.

Задание: Подвесьте на нити магнитную стрелку. Под стрелкой, близко к ней, расположите медный или алюминиевый диск. Приведите диск в быстрое вращение вокруг вертикальной оси. Чтобы стрелка не увлекалась воздушным потоком, между диском и стрелкой поместите лист бумаги. Что вы наблюдаете? Какова причина данного явления?

Подобный опыт был осуществлен французским академиком Луи Араго в начале XIX века, еще до открытия электромагнитной индукции. Тогда Араго не мог объяснить причину движения магнитной стрелки. Попробуйте объяснить результат опыта Араго. Можно ли использовать это явление для измерения скорости вращения диска (то есть для устройства тахометра)?

2
4. На рисунке изображены различные случаи возникновения явления электромагнитной индукции. Сформулируйте задачу к каждому случаю, запишите ее текст и дайте решение.

Задания для самоконтроля

А

1.На каком из изображений 1-3 указано правильное направление индукционного тока в контуре?

2
. В замкнутом контуре возникает электрический ток при движении магнита относительно контура. Куда должен перемещаться магнит, чтобы в контуре возникал ток в указанном направлении?

а) вверх б) вниз г) не перемещаться вообще д) нет правильного ответа

3. В каком случае легче вращать рамку в магнитном поле?

а) когда она замкнута б) когда она разомкнута г) нет ответа

В

1. В медном кольце, плоскость которого перпендикулярна линиям магнитной индукции В внешнего магнитного поля, течет индукционный ток, направление которого показано на рисунке. Вектор В направлен перпендикулярно плоскости рисунка от читателя. Модуль В в этом случае

а) увеличивается б) уменьшается в) не изменяется г) нельзя сказать, как изменяется






В



2

kriminalisticheskaya-harakteristika-ubijstv-s-primeneniem-ognestrelnogo-oruzhiya-chast-3.html
kriminalisticheskaya-harakteristika-ubijstv-s-primeneniem-ognestrelnogo-oruzhiya.html
kriminalisticheskaya-registraciya-chast-4.html
kriminalisticheskaya-tehnika-chast-2.html
kriminalisticheskie-osobennosti-rassledovaniya-vzyatochnichestva-chast-3.html
kriminalisticheskie-versii-chast-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneshnie-istochniki-marketingovoj-razvedki-rej-krok-1902-1984-44-rezyume-glavi-45-voprosi-dlya-obsuzhdeniya-45.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-11-23-marta-2012-goda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-odezhde-i-vneshnemu-vidu-delovoj-zhenshini.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-11-organizaciya-bibliotek-standartnie-bibliotechnie-moduli-i-moduli-polzovatelya-struktura-unit.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/agentskij-dogovor-ot-200-g-g-moskva-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-turisticheskaya-kompaniya-ankor-ooo-tk-anko.html
  • school.bystrickaya.ru/klassicheskaya-fizika-samoorganizuyushiesya-sistemi-i-mikromir.html
  • bukva.bystrickaya.ru/staroslavyanskij-yazik.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-po-ohrane-truda-v-hozyajstve-perevozok-federalnogo-zheleznodorozhnogo-transporta-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/netradicionnie-i-vozobnovlyaemie-istochniki-energii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-dlya-registracii-dlya-registracii-v-sisteme-distancionnogo-testirovaniya-neobhodimo-vipolnit-sleduyushie-dejstviya.html
  • school.bystrickaya.ru/bezopasnost-i-podlinnost-tovarov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-opite-raboti-organov-mestnogo-samoupravleniya-mo-goroda-bratska-po-formirovaniyu-i-ispolneniyu-byudzheta-na-2009-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zanyatie-tehnologii-organizacii-soprovozhdeniya-uchebnogo-processa.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/normativnij-aspekt-kulturi-rechi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/edinaya-evropejskaya-valyuta-evro-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-gorode-moskve-stranica-4.html
  • bystrickaya.ru/v-2010-2011-uchebnom-godu-pedagogicheskij-kollektiv-mbdou-rabotal-nad-realizaciej-sleduyushej-celi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaochnoe-otdelenie-kurs-3-srok-obucheniya-3-goda-3-s-20-fevralya-po-25fevralya-2012g-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkolnaya-zhizn-meshanina-vo-dvoryanstve-uroki-nachinayutsya-146.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-19-dekabrya-2006-g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upotreblenie-tire-v-prostom-i-slozhnom-predlozhenii-chast-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-razdel-i-vvedenie-etapi-razvitiya-obshestvennogo-pitaniya-2-razdel-ii-tehnologiya-prigotovleniya-izdelij-iz-naturalnoj-rublenoj-massi-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/meropriyatiya-po-preduprezhdeniyu-i-likvidaciichrezvichajnih-situacij-a-a-poyarkov-glavnij-inzhener.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-10-utverzhden-ukazom-prezidenta.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-principi-i-tehnika-polucheniya-kataliticheskih-antitel-uchebnoe-posobie-po-kursu-biotehnologiya-dlya-studentov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mektep-zhasina-dejng-balalardi-iyalin-damitu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sochinenie-po-proizvedeniyam-sovremennoj-literaturi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/stil-sms-chast-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdanie-61-elektronika-na-ribalke-unikalnoe-prakticheskoe-posobie-po-uskorennomu-uvelicheniyu-rosta-v-lyubom.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-nachalnoj-voennoj-podgotovki-molodezhi-polozhenie-o-nachalnoj-voennoj-podgotovke-tema-1-osnovi-provedeniya-zanyatij-po-nachalnoj-voennoj-podgotovke-v-kolledzhe-shkole-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nalogovij-kredit-chast-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/provozvestniki-bozhestvennogo-otkroveniya-i-zavershenie-otkroveniya-vo-hriste-predvaritelnie-ponyatiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-kapital-zatrati-proizvodstva-cena-i-pribil-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fizika-elementarnih-chastic.html
  • universitet.bystrickaya.ru/test-32-tekstovij-redaktor-bazovij-kurs-iz-opita-raboti-uchitelya-visshej-kategorii-grachevoj-l-p-saransk-2007-bbk-32.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.